Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Сочинение на тему «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

Урок литературы в 8 классе.«Цена любви ценою жизни целой…» Современное прочтение повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.

Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.

Задачи:

Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.

Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа.

Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, мультфильм « Бедная Лиза». видеоролики.

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Ход урока

Слово учителя.Психологический настрой.(Учитель в руках держит красивый цветок в горшке).

Ребята, сколько, по-вашему, может стоить этот прекрасный цветок?

Ответы детей.

Гораздо дороже, я купила его за 4 тысячи. Согласитесь, этот живой организм так же прекрасен и ценен, как сама жизнь, в которой мы учимся понимать цену всему, что нас окружает, всему, что происходит с нами и вокруг нас.

Рекламный заголовок нашего урока «Цена любви ценою жизни целой …» Современное прочтение повести Карамзина «Бедная Лиза».Обратите внимание, что предложение не закончено, поэтому в конце урока мы с вами должны закончить предложение и поставить знак препинания.

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить серьёзную и увлекательную работу: раскрыть идейное содержание и проблематику повести «Бедная Лиза»,рассмотреть систему образов и ответить на вопрос: «Может ли цена любви измеряться ценою жизни?»

Вы самостоятельно прочитали повесть. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими размышлениями и сделали выводы.(у каждой группы своя программа наблюдения)

Итак, покажем роль семьи, в которой выросла чувственная девушка Лиза.

Слово 1 группе

Повесть «Бедная Лиза»,написанная в 1792 году, сентиментальная.А по мнению сентименталистов, семья возникает и живёт по естественным законам.Здесь не может быть принуждения, а тем более насилия.К тому же семейные отношения строятся на любви, сострадании, сочувствии, сопереживании, доверии. И эти качества в человеке воспитывает семья. Следовательно, семья-это школа чувствительности. Подтверждением тому трогательная привязанность друг другу Лизиных родителей.: «Ах, мы никогда не могли друг на друга наглядеться- до самого того часа,как лютая смерть подкосила ноги его. Он умер на руках моих».Не подвластную времени верность пронесла через жизнь мать Лизы к своему мужу: «На том свете, любезная Лиза, на том свете перестану я плакать,…верно буду весела, когда увижу твоего отца».

Именно в семье учится Лиза мужественно нести свой нелёгкий крест: «…бедная вдова…день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза,которая осталась после отца 15 лет, одна Лиза, не щадя своей молодости, не щадя своей редкой красоты, трудилась день и ночь.

Семья воспитывает в Лизе величайшую человеческую добродетель-жертвенность во имя ближнего. Как просто 15-я девочка объясняет матери свою заботу о ней: «…ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою».

Используя сложноподчинённое предложение с придаточным причины, автор создаёт своеобразную “формулу” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, верность,послушание, любовь, милосердие, доверие и взаимопонимание.

Таким образом, простые люди,по мысли Карамзина, являются хранителями непреходящих нравственных качеств, которые утрачены в цивилизованном мире, равно как и утрачено в нём ощущение счастья. Смеем утверждать,что Лиза в своём маленьком мире любви, забот и сострадания была счастлива. Когда она столкнулась с миром Эраста, это ощущение счастья потихоньку стало в Лизе умирать.

Учитель: Формула благополучия семьи выстраивает образ нашей героини. В чем его особенность? Слово 2 группе.

Центральное место в произведении занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё это идёт от воспитания в семье, от примера родителей. Карамзин показал нам семью, в которой царит любовь. .Мать Лизы обладает такими качествами как кротость, смирение, благочестие, благоразумие... Всё это помогает ей воспитывать дочь трудолюбивой, доброй, нежной и благородной. Мать и дочь очень любили друг друга.Лиза была послушной и почитала родителей. Отношения между Лизой и матерью были доверительными.: она любит свою мать, слушается её, оказывает ей почтение, заботится о престарелой матери.. Недаром в глазах Эраста Лиза предстала ангелом непорочности, её душа так же была чиста, как те ландыши, которые она несла продавать в город. Ландыши - это символ души Лизы. (отрывок из мультфильма) «Она показала ему цветы - и закраснелась» (с.155), «Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась и, потупив глаза, сказала...» (с.155).Автор обращает внимание читателя на скромность, робость, застенчивость главной героини. Это естественное поведение целомудренной девушки. Ведь «целомудрие - это целостность ума, не повреждённого страстями»(на доску). И когда девушка целомудренна, то она стыдлива, застенчива.. Поэтому стыдливость должна быть более развита в девицах. «Чти, милая дочь, это прирождённое чувство, - говорит один иностранный нравоучитель,- и берегись истребить его...»(на доске)Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира природы Лиза чиста и непорочна. Автор обращает внимание читателя на детали, подчёркивающие это качество: когда к ним в хижину пришёл Эраст и попросил молока, Лиза “принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем…”; “щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер”… “Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть на неё”…… Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь. Именно так она относится к Эрасту. Для создания образа любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” (у неё и голос робкий), “прекрасная” - таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в пользу героини. Кластер (презентация)

Учитель: А как представлен в повести предмет любви Лизы? Слово 3 группе.

В отличие от Лизы Эраст «вынут» из семейных отношений. Карамзин ни одним словом не обмолвился о семье Эраста, о нём же самом ограничился лишь замечанием,что это был «довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, но слабым и ветреным».(Показ отрывка из спектакля «Бедная Лиза»).

Намеренно исключив из биографии Эраста факт родной семьи-очага добродетели, Карамзин лишил его тем самым нравственного посоха в жизненном пути.

В итоге Эраст ни к чему более не мог прийти, как «вести рассеянную жизнь … в светских забавах». Герой производит лишь поверхностное впечатление.

У самого автора к герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к идиллической жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”) – с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении, эгоизм. Причины – в его аристократическом воспитании: ведь, обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем (и Лиза говорит о нём: “У него такое доброе лицо!”), он был “слабым и ветреным” - уже издержки воспитания. Однажды он даже “решился – по крайней мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах”. “Живое воображение” рисовало ему место обитания, где “все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали”.

Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало”. Но рядом с Лизой была не идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами, нуждой. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до конца жизни своей несчастлив”.

Эраст не выдерживает и этого “испытания”. На словах, он может остаться дома “только с величайшим бесславием, величайшим пятном для …чести.” “Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества”. И ещё: “смерть за отечество не страшна”.

На деле: он был в армии; “но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение”. По отношению к родине это предательство. А дальше - предательство по отношению к Лизе: “Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом.

Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Кластер «Мир Эраста»

Слово учителя.История Лизы и Эраста - вечная как сам мир. Пока в мире есть любовь, будут разбиваться сердца:

Вот так столетия подряд

все влюблены мы невпопад.

И странствуют, не совпадая,

два сердца, сирых две ладьи.

Почему же не совпали два сердца и какова цена любви, нам попробует ответить

4 группа..Любовь в повести проходит через судьбы всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор “испытывает” своих героев любовью. Лиза и её родители испытание выдерживают (“и крестьянки любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и автору, и читателю. А вот над оценкой любви аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет подумать.

Любовь крестьянки-матери выдержала и испытание временем: два года прошло после смерти мужа – она по-прежнему оплакивает его, помнит все подробности совместной жизни, любит рассказывать об этом Эрасту: “как он полюбил её и в какой любви, в каком согласии жил с нею”; “Мы никогда не могли друг на друга наглядеться – до самого того часа, как лютая смерть подкосила ноги, он умер на руках моих”.

Любовь Лизы так же чиста и глубока. Это первое в её жизни чувство, любовь с первого взгляда. На другой день после нечаянной встречи с Эрастом она специально для Него нарвала “самых лучших ландышей” и вечером бросила их в реку: “Никто не владей вами!” Когда незнакомец пришёл к ним в дом, “робкая” Лиза украдкой “посматривала на молодого человека”, ночью “спала очень худо”, встала “ещё до восхождения солнечного света” и “сошла на берег Москвы-реки” - отныне отношения молодых людей автор рисует на лоне природы.

Наблюдая за проходящим мимо пастухом, она мечтает об Эрасте: “Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…” Мечта её “вдруг” отчасти исполнилась”, ибо, когда она встретилась утром с Эрастом, он “взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку”. Он поцеловал её “с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!” Его признания в любви “отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка”. Используемое автором сравнение говорит о любви чистой, божественной, неземной. “В сию минуту восторга исчезла Лизина робость” - Лиза поверила Эрасту.

Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение противоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста – силу тоски своей: “С сего часа дни её были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце её!”

Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь делает её ещё привлекательнее: “На лице и во всех её движениях обнаружилась сердечная радость”. Любовь её жертвенна: “бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю всё, кроме – Эраста”. “Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!..”

Мысли и чувства героини приходят в противоречие, она перестаёт понимать себя, не умеет выразить словами своё состояние, особенно после лишения невинности: “Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моём…” Лексические повторы, фигура умолчания помогают автору подчеркнуть состояние Лизы.

Любовь же Эраста слабая и эгоистичная, она стала испытанием для героя. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Для Эраста встреча с Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое приключение: “Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба (выделено автором) невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. “Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!”

Явственно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более, дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними мерками (“помышлял о презрительном сладострастии”). И автор как бы предупреждает и Эраста, и читателя о несбыточности его намерений: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?”

Ответить на вопрос,почему несчастны герои в любви, мы хотим при помощи сердечек разного цвета:красного и чёрного. На красном сердечке о любви Лизы написано: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение».

Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством. Героиня после признания Эраста забыла обо всём и отдала всю себя любимому.

На чёрном сердечке: Обманщик, соблазнитель, эгоист, ненамеренный предатель, коварный, сначала чувствительный, потом холодный»)

Для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни.

Учитель: Какова цена любви?

Ученики: Поруганная честь, загубленная душа и жизнь.

Слово учителя: Почему же он называл её бедною Лизой? Не потому ли, что её затянуло в пучину греха? Объясните

5 группа. Прежде чем ответить на этот вопрос, мы хотим остановиться на проблеме греха. Потому что эта проблема является одной из ярких, запоминающихся, актуальных на все времена. Автор показывает многосторонность её проявления.

Во-первых, это непочтение к родителям. Как ни парадоксально на первый взгляд, по большому счёту именно так можно охарактеризовать поведение Лизы (да и Эраста) по отношению к матери. Свои чувства молодые люди скрывают от неё. На этом настаивает Эраст, а Лиза, ослеплённая любовью, соглашается с ним: "Хорошо, надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от неё". (Важно отметить использование придаточного уступительного, слова "хорошо" – оно звучит в контексте парадоксально, тем более, что следом идут слова "надобно тебя послушаться" – и это из уст набожной Лизы!

Здесь же – и нарушение заповеди: "Не лги!" – ведь неполная правда – та же ложь!

Самый же "главный" в повести грех – прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно: "мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались".

При второй встрече он поцеловал её "с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!" Это не невинный поцелуй, а поцелуй страсти – не случайно перед Лизой возникает картина Геенны огненной. Но Эраст усыпляет её бдительность словами любви –"в сию минуту восторга исчезла Лизина робость". Может, скорее, исчезло чувство страха, опасения? Исчезла присущая девушке бдительность? Позднее это будет названо словами "забыла себя” для него.

Отношения молодых людей некоторое время были достаточно целомудренны: Эраст упивался новыми для себя отношениями: “страстная дружба невинной души питала сердце его”. Это длилось всего несколько недель.(Сценка)

После того как Лиза рассказала Эрасту, что её сватает сын богатого крестьянина, в горе, в отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!” Используя приём единоначатия, Карамзин рисует, как молодыми людьми овладевает “заблуждение”. При этом он подчёркивает, что Лиза не знала, не понимала, “что с ней делается”, ведь это с ней впервые, - тем самым как бы оправдывая её поведение. А Эраст, наоборот, “развенчивается” использованием в лексических повторах усилительных частиц “столь” и “как” для сравнения его теперешнего состояния с многократно испытанными ранее.

Для “заблуждения” и обстановка оказалась самой “подходящей”: “мрак вечера питал желания – ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения”. (Все преступления совершаются в темноте!). Грянувший после случившегося гром повергает Лизу в страх, “грозно шумела буря..., казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности…” Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже. Вслед за ними – читатель.

Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А должен был найти слова оправдания? утешения? благодарности?..

Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!

Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.

И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.

А в результате – покинутая, опозоренная, униженная бедная (несчастная) Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Кластер «Причины самоубийства

Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, - думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.

Мы согласны с 4-ой группой, что цена любви -загубленная душа и жизнь.

Поэтому повесть названа “Бедная Лиза”, что следует понимать «Бедная» и в значении «несчастная», и в значении «духовно и нравственно обедневшая».

Учитель: Какой же вывод сделает ваша группа?

Ученики: Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.(на доске).

Учитель: Да, и хотя бы иногда обращаться к богу с молитвой.(Показ видеоролика «Ты прости нас, господь!»(ролик «Ты прости нас,Господь?»

Слово учителя:

Года проходят и ведут отсчет столетьям,

Спиралью вьется жизни человеческой стезя,

Кому-то достается пряник, а кому-то плетья

Помимо правил можно и нельзя.

Любви предательство, что может быть страшнее,

Бросает вызов: «Быть или не быть»,

Да, быть! И быть ещё сильнее,

Наперекор обману только жить!

И, закалившись этой мыслью смелой,

Запомнят люди раз и навсегда,

Цена любви ценою жизни целой

Не может измеряться никогда!

Учитель:Теперь мы можем вернуться к нашему рекламному заголовку и закончить его.

Цена любви ценою жизни целой

Не может измеряться никогда!

Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Какое открытие вы для себя сделали?

Ученики: Для современной молодежи очень важна фраза о том, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью.

Всем спасибо.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: Написать письмо другу или подруге «Ты услышь меня».

Для сочинения-рассуждения 15.3 особенно важны качественные аргументы. Лучше всего найти примеры из литературы, которая знакома всем ученикам 9 класса. Идеально подойдет повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», где раскрываются многие темы на .

  1. Внутренний мир . В разговоре с любимым Лиза напомнила ему, что они не смогут пожениться: крестьянка — не пара барину. Но Эраст возразил ей, ведь ему важнее всего была чистая и невинная душа девушки, а не ее социальный статус. Именно естественность и богатство внутреннего мира героини так нравились Эрасту. Ради них он готов был пойти против законов света и жениться на крестьянке. Но как только Лиза пала в его глазах, он перестал чувствовать притяжение к ней. Таким образом, многие люди больше дорожат внутренним богатством человека, а не его материальными ценностями.
  2. Совесть . Когда Эраст объявил Лизе о помолвке и дал ей денег, она направилась домой и остановилась у глубокого пруда. Героиня не смогла больше жить после предательства любимого и свела счеты с жизнью. Ее так и не смогли спасти. Мать от полученного известия тоже скончалась. Узнав об этой драме, Эраст стал винить во всем себя и всю жизнь прожил под давлением совести. Значит, совесть — это внутренний судья, карающий нас за плохие поступки.
  3. Любовь . Героиня полюбила Эраста и пожертвовала ради него всем, что имела. Она отказалась от брака с зажиточным крестьянином и посвятила свою девственную чистоту избраннику до венчания. Девушка доверяла ему сверх меры, поэтому, лишившись любимого, потеряла и смысл жизни. Таким образом, настоящая любовь всегда становится для человека путеводной звездой, без которой он не видит своей дороги.
  4. Раскаяние . Самоубийство главной героини — прямое следствие ее раскаяния. В старину связь с мужчиной до брака считалась для девушки позорной. В крестьянской среде этот грех был особенно зазорным и стыдным, поэтому Лиза, осознав порочность своего поступка, не смогла жить. Эраст не мог стать ее мужем, будучи женихом другой девушки, и этот факт перечеркнул будущее героини. Отныне она была падшей женщиной, не имеющей морального права носить честное имя. Ее раскаяние было искренним, ведь, искупая грех, она пожертвовала самым дорогим — своей жизнью.
  5. Доброта . Главная героиня отличалась добротой, которая находила выражение в реальных делах, а не высокопарных словах. Так, Лиза одна работала за всю семью, чтобы обеспечить больную мать всем необходимым. Даже перед самоубийством она подумала о ней и отправила деньги, дабы мама ни в чем не нуждалась. Забота и ласка дочери по отношению к матери — лучшее доказательство ее бескорыстной доброты.
  6. Материнская любовь. Мать Лизы, старая и больная крестьянка, очень любила дочь и жила, думая только о ее счастье. В ней заключался смысл ее жизни. Поэтому после известия о смерти дочки она скончалась от удара. Сердце матери не выдержало этого горя. Оно пережило гибель мужа, но не перенесло кончины ребенка. Этот факт говорит о феноменальной силе любви, соединяющей женщину и ее плод.
  7. Счастье. Каждый из нас видит счастье по-своему. Лиза видела его в любви и радости жизни с любимым человеком. Ее мама жила надеждой на благосостояние и счастье дочери. А вот Эраст видел его в роскоши и праздности и обманулся: его судьба сложилась трагически, ведь вина за смерть Лизы преследовала его по пятам даже в богато оформленной гостиной. Поэтому очень важно правильно определить то, что станет неиссякаемым источником радости и вдохновения.
  8. Жизненные ценности . Настоящей ценностью человека является любовь. Именно поэтому главная героиня повести «Бедная Лиза» не смогла жить без нее. А вот деньги и положение в обществе, которые люди часто считают самым важным своим активом, не помогли ее избраннику найти свое место в мире и ощутить радость жизни. Без любви и с чувством раскаяния он прозябал, а не жил, хоть и имел все, что нужно для комфорта и праздности. Значит, настоящие жизненные ценности — это духовные и нравственные богатства, а не материальные излишества.
  9. Нравственный выбор . Не все могут достойно пройти ту проверку, которая обусловлена необходимостью нравственного выбора. Так, Эраст не смог отказаться от богатства и выбрать не его, а нравственный долг перед девушкой, которую он совратил. Поэтому он попробовал подкупить ее и свою совесть щедрыми дарами, но все равно не заглушил голос совести, возвещающей о неправильном выборе.

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Несчастная любовь

Много произведений написано на тему несчастной любви, но самым трагичным мне кажется история юной крестьянки Лизы , влюбленной в молодого дворянина Эраста . Автор повести Николай Михайлович Карамзин , как последователь сентиментализма, сумел прекрасно описать искренние чувства девушки. Лиза выросла в глубинке и была далека от алчности жителей столицы. Возможно, поэтому ее любовь с московским дворянином оказалась несчастной.

Они с Эрастом были людьми разного круга и разного ума. Он привык к разгульной жизни, к роскоши и лжи. А она была девушкой честной, чуткой и искренней. Именно эти качества вкупе с предательством Эраста погубили ее. Лиза выросла в порядочной семье и надеялась когда-нибудь построить такую же. Увы, судьба распорядилась по-другому. Знакомство с Эрастом привнесло в ее жизнь свет, который она так искала. Она была по-настоящему счастлива и влюблена. Он, в свою очередь, дарил ей внимание, подарки и свое время. Казалось, что у пары прекрасное будущее, несмотря на разницу в сословиях.

Он уверял ее, что никогда не оставит и всегда будет заботиться о ней. Однако своего слова Эраст сдержать не смог. А, как известно, мужчина стоит ровно столько, сколько стоит его слово. По его вине Лиза стала настолько несчастна, что не захотела жить. Вначале он ее облагодетельствовал, помешал ее союзу с сыном богатого односельчанина, взял на себя ответственность за ее жизнь, а затем предал. Это ли не несчастная любовь? С одной стороны, сюжет истории прост: любовь между дворянином и крестьянкой не имела никаких шансов, тем более в период существования крепостного права. С другой стороны, если капнуть глубже, можно заметить перемены человеческих чувств, подверженных влиянию времени.

Для Эраста любовь к Лизе была всего-навсего новым, неизведанным чувством. Он привык к повышенному вниманию со стороны женщин, к вседозволенности и мимолетным страстям. А Лиза для него была чистым ангелом, человеком непорочной красоты. Когда они стали по-настоящему близки, это чувство непорочности улетучилось. Для него все стало снова скучным, однообразным и неинтересным. Он стал постепенно отдаляться от Лизы. Для нее же это было первое, самое искреннее и чистое чувство. Самоотверженная девушка наивно полагала, что эта сказка будет длиться вечно, но ошиблась.

Её любовь действительно несчастна с точки зрения гуманности. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она бросается в глубокий пруд и погибает.

Дата публикации: 15.11.2017

Аргумент об измене (предательстве) в любви по повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"

Возможные тезисы:

Некоторые люди способны предать даже настоящую любовь

Иногда люди предают любовь по веским причинам

Предавая любовь, люди обрекают себя на несчастную жизнь

Литературный пример:


Предал свою любовь и Эраст - герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Молодой человек был очень богатым дворянином, имел доброе сердце, но вел рассеянную жизнь. Случилось так, что он влюбился в крестьянку. Его не смущала разница в происхождении, поэтом в скором времени он пообещал жениться на красавице.

Счастье их было недолгим, спустя два месяца Эраст был вынужден уехать на службу. Однако, вместо борьбы с недругом, молодой человек играл в карты, и в результате лишился имущества и влез в долги.


Дворянин предпочел привычную жизнь любви и, воспользовавшись случаем, женился на старой богатой вдове, чтобы исправить свое положение. Узнав об этом, девушка не выдержала и покончила с собой, а Эраст был несчастлив до конца жизни.

Написанная в 1792 году Н. М. Карамзиным повесть « » относится к произведениям сентиментализма, которая превыше всего ставила человеческие переживания и проявление чувств.

Сочинение «Бедная Лиза»

Для 5 класса

В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе, чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.

Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.

Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.

Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.

Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

Для 9 класса

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980‑х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

Образ главной героини Карамзина – сочинение

Вариант 1

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.

Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет «бедная» намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.

Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое монастыря, «история нашего отечества». Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, «неисторического» - с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.

Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой - ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.

Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушённости девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась», «удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живёт).

Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».

Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.

Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно искало». Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.

Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.

Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» - остановила её. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».

Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять империалов».

Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.

Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

Вариант 2

Лиза – крестьянская девушка. Она живет в хижине с матерью. Отец ее был зажиточный поселянин, потому что он любил работу и всегда вел трезвую жизнь. После смерти отца Лиза с матерью обеднели. Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать: «Бог дал мне руки, чтобы работать- говорила Лиза». Из этого мы понимаем, что она трудолюбива.

У нее мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих- ах! Она понимала, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива. При первой встрече с Эрастом Лиза краснела и опускала глаза: «Она показала ему цветы – и закраснелась». В моменте, когда Эраст предлагал Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа.

Вариант 3

В повести «Бедная Лиза» Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.

Лиза - крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.

Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду. Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.

Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.

Эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.

Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.

Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека. Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Вариант 4

Сентиментализм – своеобразная революция в литературе, именно он внес в повествование психологизм, внимание к душе героев. В России видным представителем сентиментализма являлся Н. М. Карамзин, который написал в 1792 году повесть «Бедная Лиза».

Главная героиня Лиза – бедная крестьянка, живущая вместе с больной матерью. Ее отец умер, девушка обеспечивала себя и мать собственными трудами (продавала холсты, чулки, цветы и ягоды). Девушка была красивая, добрая, благодарная. Это видно из ее трепетной заботы о родительнице:

Ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.

Образ Лизы олицетворяет гармонию с собой, с окружающим миром. Ее душа спокойна… Была до роковой встречи с Эрастом… Нет, автор не считает любовь, как таковую, разрушительной силой. Но его героиня олицетворяет собой природу в ее простоте и настоящем благородстве, идущем изнутри, а Эраст – символ города и цивилизации, разрушающих мирную гармонию. Девушка отдалась своим чувствам, растворилась в любимом, ей даже было неважно то, что им нельзя быть вместе (он дворянин, а она крестьянка). Однако для ее избранника она - лишь новое впечатление. Пресытившийся светским развратом герой был покорен ее непорочностью. Но она не совместима с любовью, и, в конце концов, с непорочностью была утрачена новизна. Возлюбленный скрылся, потом оказалось, что он женится по расчету. Покинутая и совращенная им женщина, несмотря на свою заботу о матери, любовь к природе, птичкам и цветам, не смогла жить после предательства и утопилась. Юноша позже считал себя убийцей, так оно и было.

Несмотря на чуткую, ранимую душу и тонкую душевную организацию, характеристикой Лизы является именно сила духа: она без жалоб переносила потерю отца, бедность и безнадежность своих отношений с Эрастом. Также стоит заметить ее честность: девушка ничего не утаивает от матушки (кроме своего избранника, но это он просит умолчать, а она лишь безоговорочно доверяет), не берет лишних денег за свою работу. Откуда же эта правдивая и наивная героиня знала, что самый дорогой человек предаст ее, если она относилась ко всему миру доброжелательно, не делая никому зла?

Лиза – идеальная героиня, попавшая в трагические обстоятельства, безусловно вызывающая сочувствие и сострадание и у автора, и у читателей. Эта девушка живая, а по своим качествам более искренняя и естественная, чем некоторые реальные люди.

Вариант 5

Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).

Характеристика героини

Лиза – простая и трудолюбивая 17-летняя крестьянская девушка, не умеющая даже читать и писать, зарабатывающая на хлеб весной продажей цветов, летом – ягод. Продавая ландыши по пять копеек она отказывается от щедрого предложения купить их по рублю, ведь это противоречит её честной и скромной натуре, далекой от прагматизма и материального обогащения. Бедняжка не отказывается от любой работы (ткала холсты, вязала носки, торговала цветами и ягодами), чтобы хоть как-то содержать себя и больную старушку-мать, проживающую вместе с ней в бедной пустой хижине на зеленом лугу вблизи местного монастыря.

Девушка отличается спокойным и тихим нравом, робостью и стеснительностью в общении (легко краснеет и смущается при разговоре с незнакомыми людьми). Вместе с тем она обладает привлекательной славянской внешностью (белокурые волосы, голубые глаза), чувственной и ранимой душой, способной на пылкую любовь и верность до самого гроба. Её наивность, доброта и неискушенность приводят в итоге к печальному финалу её любовных отношений с молодым повесой и мотом, который использовал её в своих целях и после полностью охладев, женился на богатой вдовушке ради состояния.

Встреча Лизы с Эрастом

Встретив в городе молодого и привлекательного дворянина Эраста, Лиза сначала испытывает к нему глубокую симпатию, а потом влюбляется без памяти, полностью погрузившись в океан страстей и отбросив всяческие разумные доводы. Её чистая и по-детски наивная душа не видит в людях зла и приписывает им только светлое и хорошее, хотя старушка мать предупреждает её о том, насколько «злые люди могут обидеть бедную девушку».

Отдав всю себя без оглядки искушенному соблазнителю Эрасту, Лиза даже не представляет себе, чем это может для неё закончиться и верит ему без оглядки. Под его пагубным влиянием она становится скрытной и неискренней и начинает утаивать от матери, которая была ей ближе всех на свете, отношения с молодым дворянином. Позже, пытаясь откупиться от бывшей возлюбленной, он вручает Лизе 100 рублей, которые та в свою очередь после своей трагической смерти пересылает свой бедной матушке, тоже пытаясь её таким образом как-то скрасить тот страшный грех нею совершенный. А престарелая мать, узнав о гибели её единственной отрады в жизни, любимой дочери тут же падает замертво. На могилу, где была похоронена простая крестьянская девушка Лиза с такой трагической судьбой потом стали приходить и другие несчастные влюбленные девушки погоревать и поплакать о своем разбитом сердце и жестоко растоптанных чувствах.

Трагическая концовка в конце данного произведения хотя и полностью вписывается в концепцию классического сентиментального романа, все же была для русского читателя того времени, привыкшего к счастливой развязке событий, некоторым шоком и приводила к настоящей революции в их сознании. Однако те сильные эмоции и чувства, вызванные свершившимся самоубийством главной героини, невозможно было бы вызвать, будь финал повести менее печальным и трагичным. В «Бедной Лизе» Карамзин впервые в русской литературе противопоставляет город (яркий представитель – молодой дворянин Эраст) деревне (милое и доверчивое дитя природы Лиза). Деревенская девушка, простая и наивная, оказывается беззащитной перед хитрым и коварным городским жителем и погибает, не выдержав жестокости и бездушности окружающего мира.

Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)

Вариант 1

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Вариант 2

Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время находится в поиске и пытается «сменить обстановку». После встречи с Лизой, ему кажется, что он, наконец, нашел любовь всей жизни, символ непорочности и чистоты. Эраст влюбляется в нее и проводит с ней почти каждый день. Когда к Лизе сватается сын какого-то зажиточного крестьянина, он отговаривает девушку от этого брака, обещая забрать ее к себе навсегда.

Потеряв интерес к Лизе, он начинает избегать ее, а однажды и вовсе сообщает, что уходит служить в армию. Во время службы Эраст часто играл в карты и проиграл все состояние. В результате для него остается только один известный выход – жениться на богатой вдове, которая давно с ним флиртует. К Лизе он так и не вернулся, не хватило смелости признаться в предательстве. Узнав новость о предстоящей свадьбе Эраста, сердце девушки не выдержало, и Лиза прыгнула в глубокий пруд.

Эраст же до конца жизни был несчастен и понимал, что он виновен в ее смерти. Образ этого героя автор связывает с «большим» городом, развращающим и уничтожающим в человеке все «естественное».

Лучшие статьи по теме