Как сделать игрушку из бумаги своими руками

В железняков история с азбукой. Отзыв о рассказе Железникова «История с азбукой

Никто не отзывается. - Кто у терема? Кто у высокого? Опять ответа нет. - Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой нибудь, а муха громотуха, да комар пискун, да оса пеструха, да слепень жигун. Сверху не отвечают. - Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос. - Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха. - Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар. - Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса. - Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень. И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее. - Что это за невежа нам свет заслоняет? - крикнули все. - Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, - сказал комар. - Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что де лать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть некрепка, прорвемся. - Мне первой, - кричит муха, - я всех знатнее! - Мне первой, - жужжит оса, - я всех наряднее! - Мне первому, - пищит комар, - я всех голосистее! - Мне первому, - гудит слепень, - я всех сильнее! И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою пау тину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами сказками и моделями. 2. Работа со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы» (ведет ся так же, как на уроке 7). 3. Упражнение в чтении по учебнику, выполнение заданий в тетради. 4. Рассматривание иллюстрации в учебнике. 5. Беседа (сравнение сказки М. Михайлова с русской народ ной сказкой «Теремок»): - Понравилась ли вам сказка «Лесные хоромы»? - На какую народную русскую сказку она похожа? - Объясните, что означают слова хоромы, кузовок. 61 - Вспомните, как начинается сказка писателя Михайлова. А как начинается народная сказка? - Кто поселился в кузовке? Почему все герои попали в паутину? 6. Оформление книжки самоделки и итоговая беседа. 7. Работа по рубрике учебника «Книжная полка»: рассматри вание обложек, выполнение заданий. Учимся уму разуму Урок 10. Стихи о детях А. Барто. «В школу» Учебные задачи: учить выделять фамилию автора и заголовок; сравнивать сказки, рассказы, стихотворения. Учебные умения: слушать стихотворения; правильно называть произведение; выражать свое отношение к прослушанному стихотворению. Учебный материал: стихотворение А. Барто «В школу». А. БартЏ В школу Почему сегодня Петя Он ужасно испугался, Просыпался десять раз? Что урок уж начался. Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал, Он теперь не просто мальчик, Папа бросился вдогонку, А теперь он новичок. У дверей его догнал. У него на новой куртке Отложной воротничок. За стеной соседи встали, Электричество зажгли, Он проснулся ночью темной. За стеной соседи встали, Было только три часа. А потом опять легли. 62 Разбудил он всю квартиру, И не может он на карте До утра заснуть не мог. Отыскать Москвы реки. Даже бабушке приснилось, Что она твердит урок. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Даже дедушке приснилось, Потому что он сегодня Что стоит он у доски Поступает в первый класс. Комментарии к уроку 1. Подготовка к восприятию произведения. Учитель: Что вы вспоминаете и представляете, когда слыши те слово школа? (Дети рассказывают о своих представлениях, ощу щениях, впечатлениях.) 2. Работа со стихотворением А. Барто «В школу»: слушание, беседа. - Вспомните, хорошо ли вы спали перед 1 сентября? Волно вались ли так же, как Петя? Почему он «просыпался десять раз»? Чего боялся Петя? - Какое это стихотворение - веселое или грустное? 3. Моделирование обложки. Фамилия автора Жел. Стихи о детях Заголовок 4. Повторение. Сравнить модели, определить жанр и тему произведения, привести примеры названий. а) б) в) Кр. Зел. Жел. 63 Ответы: а) Стихи о Родине: Дрожжин. «Привет»; Серова. «Мой дом»; Павлычко. «Где всего прекрасней на земле?». б) Стихи о природе: М. Гали. «Земные краски»; народная пес ня «Березонька». в) Стихи о детях: А. Барто. «В школу». Обратите внимание. Работа с моделями поможет детям повторять изу ченные произведения, формировать умение самопроверки (знаю или не знаю), обогащать читательский опыт. В этой работе можно использовать книжки самоделки из «библиотечки развития», соотносить модели с кни гами: «Это стихи о Родине. Их написал Дрожжин» или: «Дрожжин. «При вет». Это стихотворение о Родине, относится к первой модели» и т. д. 5. Упражнение в чтении по учебнику. Слова: школа, школьник, ученик, ученье, учительница. Первая строфа (четко проговаривать слова со звуками [п], передавать чувства: волнение, тревогу и т. д.): Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. 6. Выполнение упражнений в тетради. 7. Оформление книжки самоделки, обобщающая беседа. Урок 11. Рассказы о детях В. Железников. «История с азбукой» Учебные задачи: учить определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать отзывчивость, доброе отношение к малышам и взрослым; учить составлять схематический план и рассказывать по плану; отрабатывать навык чтения. Учебные умения: различать рассказ и сказку; правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок); 64 рассказывать по готовому плану; читать отдельные слова и предложения. Учебный материал: рассказ В. Железникова «История с аз букой». В. ЖелЉзников История с азбукой После уроков я зашел в первый класс. Я бы не стал к ним за ходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Все таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуть ся и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая то кноп ка, из за парты ее почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше ее головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет. - Девочка, - говорю, - почему не идешь домой? Никакого внимания. - Может быть, потеряла что нибудь? Сидит как статуя, не шелохнется. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «ста тую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал перво клашку, который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка. - А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой? - Нет, - отвечает, - я домой не пойду. - Что же, ночевать здесь будешь? - Не знаю. Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. 65 Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут ме ня совесть заела, и я вернулся. - Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сей час вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице. Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Ды ши, не дыши», - и градусник сует под мышку. Холодный, как со сулька. - Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная. - Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось? - Меня брат ждет. Вон во дворе сидит. Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик. - Ну и что же? - А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить. - Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать! - Я не врала, я просто не знала. Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как то не понятно вертит. - Буквы учат целый год. Это непростое дело. - У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у нее все нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день пал ки писали. Сейчас она должна была заплакать. - Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из па лок можно сложить буквы. - Я подошел к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трех палок. Буква ша лашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь ее, чтобы не заплакала. - А теперь, - говорю, - пойдем к твоему брату, и я все ему объясню. Мы вышли во двор и направились к ее брату. Шли, как ма ленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у нее ладошка и теплая, а пальцы подушечками. 66 Вот, думаю, если кто нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же ее руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Сережа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит. - Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое легкое дело. - Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сест ру. - Нечего было обещать. - Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девоч ка. - А из палок складываются буквы. Но он не стал ее слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплелся утиной походочкой. Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывал ся в чужие дела. - Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его. - Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдешь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой ой как попотели! А у те бя и руки опустились. - Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он. У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря роди тели не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далеких расстояний или злых морозов. - Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде. - Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живем в этом доме, за железной изгородью... Правда, Сережа, хорошо? - Ладно, - ответил Сережа. - Я буду ждать. Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали меж ду железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос. - Сережа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы? Я видел, что Сережа остановился, а сестра его вбежала в подъезд. 67 - Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? - сказал Се режа. - Надо учиться целый год. - Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. - И пла кала ваша Сибирь. - Ничего не плакала, - ответил Сережа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придет к нам и напишет письмо. - Все ты врешь, - сказал мальчишка. - Ох и силен ты зали вать! Ну, как зовут твоего друга, как? Наступило молчание. Еще минута, и должен был раздаться победный, торжествую щий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому слу читься. Нет, это было не в моем характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову меж ду прутьями. - Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя. У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Сережа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошел домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами стихов и иллюстрациями к стихотворе нию А. Барто «В школу», чтение по учебнику и тетради. 2. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». 3. Беседа: - Кто помог детям? - Какой эпизод рассказа показался вам грустным? - Когда вы радовались? - Кто из героев рассказа особенно понравился? Фамилия автора 4. Моделирование об ложки. Жел. Рассказ о детях 5. Повторное слушание рассказа (если в этом есть необходимость). Заголовок 68 6. Работа с текстом: деление на части, составление схемати ческого плана с введением «заместителей» героев. При составле нии плана учитель читает текст по частям. «Заместители»: девочка - Д, Сережа - С, мальчиш ка - М, Юра - Ю. План схема цепочки событий: Встреча Во дворе Во дворе дома с девочкой школы Схематический план с «заместителями» героев: Д Д С Д Ю С Ю М Ю 7. Выполнение заданий в учебнике и тетради. 8. Рекомендации (по выбору): найти книгу о детях; пересказать дома рассказ В. Железникова «История с азбу кой» и рассмотреть иллюстрации; придумать историю из жизни первоклассника. Урок 12. Веселые рассказы о детях Л. Пантелеев. «Буква „ты“» Учебные задачи: познакомить с юмористическим рассказом; воспитывать уважение к взрослым и детям; учить определять тему чтения. Учебные умения: сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов; выражать свое отношение к героям произведения; правильно называть произведение. 69 Учебный материал: рассказ Л. Пантелеева «Буква „ты“»; кни ги о детях. Л. ПантелЉев Буква «ты» Учил я когда то одну маленькую девочку читать и писать. Де вочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую аз буку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая по следняя буква - «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует ее рассмотреть и сказал: - А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: - Ты? - Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я». - Буква «ты»? - Да не «ты», а «я». Она еще больше удивилась и говорит: - Я и говорю: ты. - Да не я, а буква «я». - Не ты, а буква «ты»? - Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется - «я»? - Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю. - Что ты понимаешь? - Это не ты, а это буква так называется - «ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква? - Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает: - Говорить? - Ну ну... конечно. 70

После уроков я зашёл в первый класс.

Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября — первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал.

Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой, и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде не удобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щёки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть хотелось.

Ну её, эту ненормальную.

Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать, — сказал я. —

В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату.

Шли как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и тёплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить. Ну в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор, и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

— Серёжа, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. — И плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох и силён ты заливать! Ну как зовут твоего друга, как?

Урок литературного слушания по теме:

«Рассказы о детях Л. Пантелеев"Буква ты"»

Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс. Автор-составитель Л.А.Ефросинина «Вентана-Граф»,2011

Учитель: Т.В.Сельчук

Цель урока : Знакомство с рассказом Л.Пантелеева «Буква ты»

Учебные задачи:

формировать понятие о жанрах «рассказ», «сказка», «стихотворение»;

обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;

обучать планированию своей работы;

учить высказывать своё отношение к героям рассказа;

обучать правильности и выразительности речи;

способствовать воспитанию уважительного отношения к взрослым и детям;

создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

составлять план последовательности действий;

воспринимать произведение на слух;

самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;

Ход урока:

I . Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк.

Проверьте готовность к уроку.

II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения.

(Дети читают модели обложек у доски.)

На доске модели обложек произведений: М.Михайлов «Лесные хоромы», А.Барто «В школу, В.Железников «История с азбукой»

М.Михайлов

«Лесные хоромы»

А.Барто

«В школу»

В.Железников

«История с азбукой»

Л.Пантелеев

Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?

Дети: На одной модели указан автор, а больше никакой информации нет.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему? (нужно прочитать это произведение)

Учитель: В какой последовательности мы будем работать?

Познакомиться с произведением – определить тему и жанр прочитанного (модель обложки) – ответить на вопросы, выполнить задания -вывод

III .Слушание рассказа. Первичное восприятие

Учитель: Понравилось вам это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей)

Учитель: Что особенно понравилось и запомнилось?

Моделирование обложки:

Дети работают на альбомных листах, используя цветные карандаши и простой карандаш.

Учитель: К какому жанру относится это произведение? (рассказ). Почему? (потому что описываются события, которые могут произойти в реальной жизни).

Как обозначаем рассказ? (прямоугольником).

Где рисуем прямоугольник? (в центре).

Учитель:О ком это произведение? (о детях-жёлтый цвет)

Учитель: Как называется произведение? («Буква Ты»). (синий прямоугольник внизу)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Моделирование обложки)

Дети ещё раз «читают» по модели с каким произведением познакомились, кто автор и заголовок (2-3 человека.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного.

Работа в тетради стр. 13 № 2

Учитель: Как звали девочку в рассказе? (подчеркните верный ответ)

Задание № 4 стр. 13

Учитель:Что никак не могла понять девочка?

Кто помогал ей в этом? Удалось ли девочке понять какая была последняя буква? Как называется такое качество человека? (терпение)

V. Применение знаний. Работа в группах (дифференцированные задания).

Работа в группах.

Учитель: Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о моделях?

На экране изображены модели произведений.

Учитель: Что вы можете сказать о первом произведении? (Первое произведение – сказка о животных, второе произведение – сказка о природе, третье произведение -стихотворение о Родине)

Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

Дети: Выслушивать мнение товарищей, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.

Учитель: Вы должны полистать учебник, вспомнить произведения нами изученные. Ваша задача определить произведение по модели.

Уровни сложности заданий:

М.Михайлов «Лесные хоромы», (низкий).

В.Белов «Родничок» (средний).

В.Серова «Мой дом» произведение, прочитанное самым первым(высокий). Также дети могут назвать тихотворение «Где всего прекрасней на земле?» Д. Павлычко. Тоже верно.

Презентация результатов работы в группах: представитель от группы называет произведения и автора

VI. Итог урока.

Учитель: С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

Учитель: Чему научил нас рассказ?

Дети: Если будешь терпеливым, всё получится.

VII. Рефлексия.

Если всё получилось-

Старался, но были сомнения, трудности -

Произведение показалось трудным, на уроке было скучно -

Учитель: Встаньте те ребята, кто оценил себя зелёным кружком.

Затем, кто оценил жёлтым кружком.

Последние, кто оценил себя красным кружком.

Учитель: Спасибо за урок. Урок закончен.

(После уроков)

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября — первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совеем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает.

Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её.

Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор.

Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату.

Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и тёплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить. Ну, в общем, чтобы выучить азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать.

Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться весь год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, — и плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случится. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я, — есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца.

А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой, и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

– Девочка, – говорю, – почему не идёшь домой? – Никакого внимания. – Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

– А мы с тобой, – говорю, – голодные. Не пора ли и нам домой?

– Нет, – отвечает. – Я домой не пойду.

– Что же, ночевать здесь будешь?

– Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

– Ты, – говорю, – если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он – раз-два! – «Скорая помощь», сирена – и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» – и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

– Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

– Можешь ты сказать, – закричал я, – что у тебя случилось?!

– Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

– Ну и что же?

– А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

– Сильна ты обещать! – сказал я. – В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

– Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

– Буквы учат целый год. Это непростое дело.

– У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

– Палки, – говорю, – это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. – Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. – Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

– А теперь, – говорю, – пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, пальцы подушечками.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит – засмеют. Но не бросишь же её руку – человек ведь…

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

– Слушай, – говорю, – старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

– Значит, не выучила? – он вызывающе посмотрел на сестру. – Нечего было обещать.

– Мы писали палки весь день, – с отчаянием сказала девочка. – А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной похо-дочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

– Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! – крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

– Слушай, – говорю, – ну чем она виновата? Наука – сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

– Я весь день на память письмо маме сочинял, – сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

– Боже мой, какая трагедия, – говорю. – Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

– Вот хорошо! – сказала девочка. – Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

– Ладно, – ответил Серёжа. – Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

– Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

– Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? – сказал Серёжа. – Надо учиться целый год.

– Значит, плакали ваши письма, – сказал мальчишка. – И плакала ваша Сибирь.

– Ничего не плакала, – ответил Серёжа. – У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

– Всё ты врёшь, – сказал мальчишка. – Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

– Между прочим, его зовут Юркой, – крикнул я. – Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

12. Генетика и история Данная работа представляет собой генетическое исследование. Генетическое исследование по необходимости, по существу своему всегда исторично, но оно все же не то же самое, что историческое исследование. Генетика ставит себе задачей изучение

Из книги Азбука Шамболоидов. Мулдашев и все-все-все автора Образцов Петр Алексеевич

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Из книги Найдите, что спрятал матрос: "Бледный огонь" Владимира Набокова автора Мейер Присцилла

История рассказа Произведения малых форм традиционны для русской литературы, но национальный тип русского рассказа окончательно сформировался в XIX в. в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, А. И. Куприна. Подлинный расцвет жанра

Из книги Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова автора Соколов Борис Вадимович

История Цивилизация викингов - наиболее отдаленный момент, до которого американцы могут проследить свою историю. Викинги Исландии и Гренландии первыми открыли Винландию, названную ими так потому, что на берегу новой земли они обнаружили дикорастущий виноград. Как

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Из книги Английская Утопия автора Мортон Артур Лесли

История и водопроводчик Недавно мне посчастливилось принять участие в замечательном писательском мероприятии.Проект называется «Траектория чтения». Организован совместно РГГУ и издательством АСТ в 2009 году. Внутри проекта есть польская составляющая – цикл встреч в

Из книги Литература 2.0 [Статьи о книгах] автора Чанцев Александр Владимирович

2. История Кокейна Подводя итоги всему вышеизложенному, мы можем сказать, что страна Кокейн воплощает в себе наиболее сокровенные помыслы масс и выражает их в предельно конкретных и земных образах. Она, с одной стороны, связана с основной темой народной мифологии, а с

Из книги Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II автора Проскурина Вера Юрьевна

3. История Гулливера Если у «Путешествий Гулливера» длинная и запутанная родословная, то у «Робинзона Крузо», рассматриваемого как утопия, дело обстоит много проще. Ранние утопии воспроизводили в том или ином виде картины общин; нечто от социального единства и

Из книги 50 великих фильмов, которые нужно посмотреть автора Кэмерон Джулия

9. Спеленутая история[*] (О «Жалитвослове» В. Вотрина) «По бумаге, коллективному свидетельству происшедшего, выходило, что на Горбатова напало облако-кабан, ибо имело клыки, как у вепря, горб и пятак. Горбатова оно застало в поле, где тот сеял рожь, находясь в состоянии

Из книги Кино Югославии автора Черненко Мирон Маркович

Лучшие статьи по теме