Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Другие модели
  • Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Украшения в жизни древних обществ

Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Украшения в жизни древних обществ

Разработка открытого урока по изоискусству данного в 5 классе

Тема : Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Цели :

    Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства.

    Особенностями искусства Древнего Египта.

    Сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.

Оборудование : Слайды, репродукции, журнал «Юный художник» №

Сегодня мы отправимся в далекое прошлое на 5 тысяч лет назад. С тех времен берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций – Египет.

Государство располагалось в долине реки Нил. Египет называли «страной незаходящего солнца». На протяжении 3х тысяч лет культура Древнего Египта практически не менялась, а его основой были религиозные представления египтян и особенно заупокойный культ.

Мифология

Пантеон египетских богов очень велик (около 2 тысяч). Их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма. Львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали с саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже кроликов.

Высшим культом был культ солнечного божества, грозного, дающего жизнь и испепеляющего. В одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена их были разными: Ра, Атум, Атон, Хепри, Гор.

Хепри – утреннее солнце

Ра – дневное

Атум – вечернее

Особенно выделялся бог солнца Ра, воплощенный в образе сокола, увенчанный солнечным диском. Его считали создателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом моря.

Не менее великим был солнечный бог Амон. Он изображался с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

В гимнах посвященных Амону говорилось:

Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст;

Ты один обладаешь множеством рук,

Ты простираешь их к любящим тебя,

Владыка мира, ты владеешь всей землей…

Солнечная символика разнообразна: Солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара с множеством простертых рук-лучей, в виде тельца.

Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах.

Ипостасию солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол – сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.

Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворением начала мрака и зла. Сын Осириса, Гор взывал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства – царем мертвых. Наследником его на земле – царем живых – стал Гор.

Древнейшее представление о вечном самообновлении природы, о разливах Нила и смене времен года, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю.

Вера в вечную жизнь – жизнь после смерти – источник развития египетского искусства.

Фараоны считались богами уже при жизни, и поэтому их переход в мир иной обставляли с особой пышностью.

Как только фараон выступал на престол, его первейшей задачей было позаботиться о вечности – построить для себя вечный дом, в котором он будет пребывать после смерти. В этом доме должно быть все, что необходимо человеку: мебель, утварь, украшения, одежда, еда, вот только фигурки животных и слуг делали из дерева. Внутри гробницу украшали рельефами и росписями с изображением жизни египтян, сценами из жизни богов и фараонов, пиров, войны, труда рабов. В гробнице стояло несколько статуй с портретным сходством с фараоном.

Тело мумифицировали и помещали в золотой саркофаг. В 1922 г. ученые открыли гробницу фараона Тутанхамона и показали всему миру бесчисленные богатства фараонов.

Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, алебастровые сосуды. Деревянный трон фараона, инкрустированы золотом, камнями. Вес золотых изделий, найденных в гробнице, превысил тонну.

Ювелирное искусство.

К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.

Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде символов и композиций из них.

Лотос – олицетворял красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был богом утреннего солнца.

Сокол – дневного солнца.

Ладья – символ небо.

Глаз – уаджет – защищал от беды и символизировал воскрешение после смерти (правый – солнце, левый – луну).

Шар – солнечный диск. Эти символы использовались в нагрудных украшениях, браслетах, серьгах, украшавших не только знатных египтянок, но и мужчин.

Костюм

Пользовались косметикой; белили лицо, подводили глаза. Носили парики, воротники – ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалиях из листьев папируса.

Мужской костюм – передник, поверх которого надевали прозрачные, тонкие одеяния и богато украшенный пояс. Жрецы одевали шкуры леопарда.

Фараон – голова полосатый платок – клафт – сплетенный на спине в виде косы.

Двойная корона – тиара символизировала власть над Верхним и Нижним Египтом.

Украшены головные уборы изображением урея (кобры-защитницы) и грифона .

Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Женщины носили узкое платье на лямках – калазирис. Платья царицы и рабыни отличались не только качеством материала, но также отделкой и украшениями. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали повязка или обруч. Руки унизаны браслетами.

Египтяне окружали себя предметами искусства, служившими им в повседневной жизни. Косметические ложечки, коробочки из слоновой кости, золотые вазы, чаши, блюда, сосуды.

Особенностью декоративного искусства Египта стали алебастровые вазы. Они вырезались из полупрозрачного камня в основном в виде цветка лотоса, украшались ажурными изображениями фигур людей, стеблей, цветков.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте создавались во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Задание:

Выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: Солнечное ожерелье, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета, знаки, символы.

Приложение

Каноны – сосуды с крышками в виде голов богов-защитников

    Шакалоголовый Дуамутеф – охранял желудок усопшего

    Печень помещали в сосуд бога Имсета (в облике человека)

    Легкие находились в сосуде бога Хапи с головой бабуина.

    Сокологоловый бог Кебехсенуэф – защитник кишечника.

Более 100 золотых предметов украшен. (золотые наконечники для пальцев)

Матрешка – мумия

Фигуры – колоссы более 20 метров в высоту.

Схенти – мужская повязка

Калазирис – женская рубаха

Боги

Анубис – голова волка

Гор – бог света

Тот – бог луны

голова птицы с гривой

Исида – богиня мудрости, плодородия

Ускх – воротник-ожерелье


Карта реки Нил Наш путь лежит в Древний Египет удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды. С каким изяществом легкая, открытая одежда подчеркивает красоту загорелых тел, оттеняя их своей белизной!


Фараон полновластный правитель Египта почитался как сын Бога на Земле. Нарядные, красочные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок клафт, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы. Царственное величие фараона подчеркивали священные символы изображение урея (кобры-защитницы) и грифона. Знаком власти фараона была и высокая тиара двойная корона, украшенная теми же символами. Два скипетра изогнутый жезл и трехвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества. Фараоны в клафте и тиаре













Маска фараона Тутанхамона Сокровенная мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в культе мертвых. Древние египтяне строили пирамиды (гробницы), величина и пышность убранства которых зависели от знатности умершего человека. В них, кроме мумии, находились изображения умершего и множество разнообразных предметов. В царскую гробницу помещали инкрустированную золотом мебель, богатые одежды, символы власти, роскошные сосуды, золотые украшения, оружие, напитки и еду. Согласно верованию древних, нужно было обеспечить умершему все блага, которые окружали его при жизни.



Вот массивная подвеска пектораль великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое нагрудное украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя эти символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении. Это замечательное произведение декоративного искусства Древнего Египта. Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи, могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Лучшие статьи по теме