Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Аппликация из бумаги
  • «Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь. Новое осмысление военной темы в современной литературе (по произведению В.Л

«Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь. Новое осмысление военной темы в современной литературе (по произведению В.Л

Год литературы

ТЕМА : « ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ»

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Цель урока: Проанализировать повесть Кондратьева «Сашка»

Задачи урока:

1. выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В. Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;

2. развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);

3. воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

· В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

· Чтение стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

3. Анализ повести.

· Художественные детали, воссоздающие картину войны.

· Сашка как человек и боец.

· Три испытания.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

ХОД УРОКА.

I . Вступительное слово учителя .

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.

Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.


признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

II . Сообщения учащихся.

1). В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода , потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

2). Чтение отрывка из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»).

Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

(«Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)

Учитель:

Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»

О повести В. Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке,

III . Анализ повести «Сашка».

1. Два месяца на передовой. Быт войны.

ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины, факты, с помощью которых автор рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом.

1) « А ночь плыла над передовой, как обычно . Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно …»

(Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»).

2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые , не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки , которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев».

(Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»).

3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров».


4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука».

5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…»

6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья»

7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики , – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…»

8) «…почувствовал... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке , которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».

9) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.»

10) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.

– Сто пятьдесят…

– Сколько осталось?

– Шестнадцать…»

(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)

11) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет».

12) «Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик , на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.»

(Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения).

13) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле , это уж судьба…»

ВЫВОД: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов , снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.

2. Сашка как человек и боец.

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.

1). Сашка добывает валенки для ротного.

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)

2). Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

(«Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)

3). Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.

(«…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

4). История с пленным немцем.

(«Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

5). История с Зиной.

(«И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

6). Сашка выручает лейтенанта Володьку.

(«Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

7). Эпизод с Пашей.

(« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…

- Брось заливать-то! Знаю я вас…

- Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»

«- Словно из дому ухожу…

- Приголубила, значит?

- Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…

- Я догадался. Чего ж ты?

- Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…»)

2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти события?

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.

Учитель: В. Кондратьев провёл своего героя «через испытания властью, любовью и дружбой». Как выдержал Сашка эти испытания?

1) История с немцем («испытание властью»).

а) Сжатый пересказ.

(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».

Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

1. Почему Сашка не подчиняется приказу?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).

Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.

Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).

У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).

2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль выполнить приказ комбата?

(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)

3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент ему стало страшно. Почему?

(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).

4). Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»

Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).

Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)

Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».

Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).

Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».

Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта ; действенный гуманизм ; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

6). Какова нравственная проблематика этой части повести?

(- Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности

Проблема власти: власть как право и власть как ответственность ).

г) Учитель: В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?

2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).

1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».

По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.

И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.

Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».

Когда он узнаёт о вечеринке , то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.

При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».

Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)

2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».

«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»

«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.

Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:

«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито.

Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…

Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»

4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»

Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).

1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»

«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)

2). Как вы оцениваете его поступок?

(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды.

«Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…»

«Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может».

«Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность-то хуже всего».

«Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

Черты характера Сашки.

1. Огромное чувство ответственности.

2. Пытливый ум и критический взгляд на происходящее.

3. Совестливость.

4. Понимание нужности того, что он делает.

5. Интеллигентность.

Проблемная ситуация.

Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо ». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.

Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?

IV . Обобщение по уроку.

Учитель: В. Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано».

- Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке – герою повести В. Кондратьева?

Учитель: «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты,» - доскажет Сашка просто.

Лев Айзерман писал о повести В. Кондратьева: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности».

V . Подведение итогов.

О чём заставила вас задуматься эта повесть?

VI . Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставила вас задуматься эта повесть?»

1. «Окопная правда» В. Кондратьева.
2. Пленный немец и Сашка.
3. Настоящий подвиг человеколюбия.

Приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части...
В. Л. Кондратьев «Сашка»

Война! Что она сделала с людьми? Она разрушила семьи, оставила женщин скорбными вдовами, а детей сиротами, в чьих по-взрослому серьезных глазах отражаются блики автоматных очередей, от которых погибли их отцы... Вот одна из трагедий войны: человек убивал человека, и не важно, какова его национальность. Захватчик и защитник, победитель и побежденный — все они люди. Странно, наверное, зная о том, что творили фашисты на нашей земле, говорить о равенстве советских солдат и немецких. Первые шли на смерть за Родину, а вторые оказались в России по разным причинам, но большинство из-за того, что принимали присягу или «были одурачены и обмануты».

Раньше печатались только такие произведения, где агрессоры-немцы были все на одно лицо. Но появлялись такие писатели, как Вячеслав Кондратьев со своей «окопной правдой». Они сами прошли войну, и именно эти бывшие солдаты понимают, что нельзя рисовать людей только черной краской. И немцы-захватчики не одинаковы: одни — фашисты, нацисты, звери, для которых не существуют простые человеческие чувства, такие как жалость, сочувствие, а другие — такие же, как наши солдаты, тоскующие по родине, семье, любимой девушке. Им эта война была не нужна. Кондратьев развил эту мысль в своей повести «Сашка», она была напечатана лишь в 1979 году.

В повести рассказывается о том, как в одном из боев русский солдат Сашка взял в плен молодого немца: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, дет двадцати, курносый, веснушчатый, на вид прямо русский». Этот немец даже напомнил Сашке его деревенского друга Димку. Когда русский солдат брал «этого фрица» в плен, «показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым». Кондратьев здесь одним из первых показывает, что и немец и русский не испытывают ненависти друг к другу. Сам «фриц» (его имя в повести не упоминается) протягивает пленившему его русскому солдату зажигалку, и Сашка принимает ее. Есть в произведении интересный эпизод. По пути в штаб Сашка, рассердившись на фрица, называет его фашистом, на что немец неожиданно для героя отвечает: «Их бин нихт фашист, их бин дейче зольдат...». Не фашист? Это странно для Сашки: немец — значит, фашист. По дороге русский солдат узнает, что «его немец» на гражданке был «штудент». «Выходит, грамотный немец, а в Гитлере не разобрался. Эх ты... штудент, а пошел с фашистами», — без злобы подумал Сашка. Приведя немца в штаб к капитану, Сашка получает прямой приказ: «Немца — в расход!» А накануне солдат показал немцу листовку, где говорится, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на родину. Кондратьев мастерски показывает психологическое состояние героев. Капитан отдал приказ о расстреле, потому что вчера убило его любимую девушку, и, поддаваясь горю, он винит во всем случайно попавшего к нему немца только из-за его национальности. А Сашка, вместо того чтобы подчиниться, начинает еле слышно оспаривать решение своего командира: «Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано...». Вот это настоящий подвиг совести. Но приказ выполнять все-таки пришлось. Дорога к старому сараю, где решили расстрелять немца, — самая тяжелая долгая в жизни как Сашки, так и приговоренного немца. Рука не поднимается у героя на безоружного, так похожего на него самого солдата, пусть говорящего на другом языке, курящего иной табак, ведь «обещал он жизнь немцу». «Обещал. Сроду никого не обманывал, а тут обманул», — мучается Сашка. Поднял немец взгляд — «померкшие глаза и мука в них: чего тянешь, чего выматываешь?...» Вот стоят друг против друга два солдата, воевавшие по разные стороны баррикад, два человека... Один из них ждет смерти, «беспрерывно сглатывая слюну», а другой не решается нажать на курок...

Неожиданно и Сашку и немца спасает сам комбат. Подойдя к Сашке, он сказал, отводя глаза: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание». Капитан все-таки одолел свой гнев, горе, отказался от несправедливого приказа. Кондратьев умеет без пафоса, пространных рассуждений показать настоящий человеческий подвиг милосердия и справедливости. И Сашка, и комбат даже не гордятся собой, а воспринимают сделанное как должное, самое обычное дело. Сашка всего лишь подумал: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него этот случай самым памятным, самым незабывным...».

Цели:

  • знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
  • представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
  • подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.

Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов .

ХОД УРОКА

I. Вступление

Эпиграф – ключ к человеческой и писательской судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь завещаю» по повести нашего современника Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика, очевидца, участника описываемых им военных событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока будет вам полезен. Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история. Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие нам настоящую правду.

Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)

Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.

А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.

2. Сообщение о писателе

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.

2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»

1-й учащийся (продолжает). Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев вдруг взялся за повесть о войне?

3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»

4-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?

5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

3. Работа по повести

– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников, обратимся к 1 заданию, которое было дано на предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос: Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41).

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».

На доске: быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь (из толкового словаря Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом, бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».

Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив).

– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок из х/ф «Сашка»)

4. Беседа по просмотренному отрывку

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино. Чего не было в фильме? Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок, с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

5. Испытание любовью

Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

6. Испытание дружбой

– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго.

– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока

Сочинение

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, - повесть В. Кондратьева «Сашка». Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни». Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Он понял: «О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе». Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…» Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев». Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад «тявканью» сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «Ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого».

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах».

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия «языка». Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию. «…Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное «надо» в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо - и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому «надо», думают и действуют «сверх» надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Все это «сверх надо» словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?


5/3/2007 13:34:14
Автор: Герасимова Т.П. - г. Луга

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 классе НА ТЕМУ «Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ТЕМА: «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева, «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ:

  1. Заинтересовать учащихся историей Великой Отечественной войны на примере воспоминаний близких и родных, при прочтении произведения В. Кондратьева «Сашка»;
  2. вызвать эмоциональный личный отклик на событие (я), связанное (ые) с Великой Отечественной войной;
  3. продолжить формирование навыка работы с книгой, элементов умения анализировать художественное произведение, высказывать мнение о прочитанном.

ФОРМА УРОКА – читательская конференция.

КОНТИНГЕНТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ:

  1. Ведущая – Герасимова Т.П.
  2. Участница Великой Отечественной войны – Вера Николаевна Гриненко.
  3. Литературный эксперт – Иленькива Н.
  4. Библиотекарь – Литвинюк М.И.
  5. Читатели – учащиеся 9 а класса.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. На доске эпиграф к уроку из книги И. Дедкова «Пядь ржевской земли».
  2. На экране проектируется портрет В.Л. Кондратьева, слова – обращение к молодому поколению.
  3. Классные сочинения учащихся на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?»
  4. Магнитофонная запись песни «Старые фотографии» в исполнении отца Лебедевой Влады (ученица 9 а класса).
  5. «Старые фронтовые фотографии» - стенд (из архива учеников 9 а класса)
  6. Фронтовое письмо (Западный фронт. 1942 год), записная книжка с фронта (1941 – 43 годы).
  7. Тексты повести В. Кондратьева «Сашка».
  8. Воспоминания Г. Жукова и Рокосовского о боях подо Ржевом весной 1942 года.
  9. Стихотворение А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»

ХОД УРОКОВ (2 урока). I Сообщение темы (см. стр. 1) II Доведение до учащихся цели урока , которая совпадает с высказыванием И. Дедкова о повести В. Кондратьева «Сашка»:

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать. Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия?
Какими они вообще были, вставшие от края и до края?»

III Представление участников конференции.

IV Читательская конференция.

1. Вступительное слово учителя с показом портрета В.Л. Кондратьева

На окраине Москвы, в обычной квартире, можно встретиться с В.Л. Кондратьевым. Несмотря на свои немолодые годы, он очень живой и подвижный. Высокий, худощавый, двигается легко и быстро; гостеприимен и доброжелателен.

Поражают его глаза - взгляд внимательный, пронзительный – и добрая улыбка.

Особенно Вячеслав Леонидович оживляется, когда заговаривает об отношении молодежи к его повести «Сашка»:

«Много было разного рода выступлений в печати критиков о «Сашке», о моем творчестве. Но как воспринимает меня юность, т. е. Наши уже внуки, это мне очень интересно».

50 лет, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы.

Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Кондратьев сурово оценивает сделанное: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…» (вопросы литературы. – 1988 - № 7. – с. 13)

2. Слово школьному библиотекарю. М.И. Литвинюк подготовила выставку книг (худ. литература) о Великой Отечественной войне, кратно прокомментировала произведения, зачитала их интересные страницы.

М.И. Литвтнюк остановилась на следующих книгах:

  1. Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Юность командиров», «Последние залпы»,
  2. В. Быков «Обелиск»,
  3. Б. Васильев «Завтра была война»,
  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»,
  5. К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»,
  6. К. Колосов «Самоходка № 120»,
  7. В. Гроссман «Жизнь и судьба»,
  8. С. Никитин «Падучая звезда».

(Список литературы оформлен в тетрадях).

Пусть эти честные талантливые книги вызовут боль, тревогу, возмущение, протест.

Можем ли мы, учителя, дети фронтовиков смириться с тем, что порой внуки фронтовиков, наши воспитанники, стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами?!

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

3. Предыстория написания сочинений о Великой Отечественной войне. Слово учителя. Но чтобы говорить о книге и вызвать какой-то эмоциональный отклик у учащихся, то я попросила ребят (8 а класс) в конце апреля 2003 года поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть старые фотографии и, подумав, написать сочинение на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?» (отрывки из сочинений учащихся представлены на отдельных листах).

3 а А вот эти лица. Учащиеся всматриваются в лица фронтовиков, запечатленных на старых фотографиях. Звучит музыка, песня «Старые фотографии» в исполнении отца ученицы 9 а класса (в записи).

4. Слово учителя.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек? Что нового о жизни можешь поведать?.

5. Учащиеся рассказывают о В.Л. Кондратьеве, используя воспоминания К. Симонова об авторе «Сашки».

План рассказа. Сообщение Богановой Ксении.

  1. Профессия – художник-оформитель.
  2. Призвание – писатель.
  3. 1939 г. – служба на Дальнем Востоке.
  4. 1941 г. – на фронте.
  5. 1942 г. – участие в боях подо Ржевом, ранение, медаль «За отвагу».
  6. Служба в железнодорожных войсках, в разведке.

Тяжелые бои, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики.

5 а Короткое воспоминание о боях, в которых принимала участие В.Н. Гриненко.

5 б Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»:

    Бердюгин Андрей,
    Никитин Андрей,
    Кунец Коля,
    Боганова Ксения.

5 в Боганова Ксения продолжает рассказ о В. Кондратьеве.

7. 1943 г. – тяжелое ранение: госпиталь, инвалидность. Материал взят из следующего источника: Симонов К. Доброго пути, Сашка! Журнал «Дружба народов. – 1979 г.- № 2.

6. Иленкива Наташа рассказывает о пути В. Л. Кондратьева к повести «Сашка».

      План рассказа.
  1. В немолодые годы взялся за повесть о войне.
  2. Читает военную прозу, но «не находил в ней своей войны».
  3. Поиск ржевских однополчан.
  4. 1962 г. – поездка подо Ржев, побывал на бывшей передовой.
  5. Делает для себя вывод: об этом писать можно только строгую правду.

Источники: Кондратьев В. Пока мы живы… Журнал «Вопросы литературы» - 1979 г. - № 6; Кондратьев В. О войне написано не все. Сборник «Земля рождения, земля судьбы – М., 1987 г.

7. Учитель делает вывод.

Судя по всему, бои были подо Ржевом страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Обратимся к воспоминаниям военноначальников.

8. Воспоминания Г.К. Жукова. Слово дано Рагимовой Наиде, Евтушенко Саше.

      План рассказа.
  1. Факты, в которые трудно поверить.
  2. Расход боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие!
  3. 20.03.1942 года Верховный требует наступления.
  4. Разгромить ржевско-вяземскую группировку врага нереально.
  5. Переход к обороне на этой линии.

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания, размышления – М., 1969 – с. 375-377.

9. Слово учителя.

    Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
    Задание классу: найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

10. Учащиеся зачитывают отрывки из текста, делая небольшие выводы:

  1. Сашка ночью задумал достать валенки для ротного;
  2. «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…»
  3. о порядке на передовой;
  4. вопросы, которые хотелось бы задать пленному;
  5. «Сколько у вас в роте было человек?» - спросил Сашку капитан.

Узнаем, что из 150 в живых осталось 16 за два месяца, что воюет солдат.

Учащиеся делают вывод: за два месяца из каждых десяти погибли девять.

11. Вопросы к классу задает учитель.

  1. Какие же события выбрал автор из 2-х месяцев фронтовой жизни Сашки?
  2. Почему к ним привлек автор наше внимание?

12. Учащиеся перечисляют эпизоды из повести и отвечают на 2-й вопрос:

  1. добыча валенок для ротного;
  2. раненый возвращается в роту проститься и отдать автомат – под огнем;
  3. Сашка ведет санитаров к раненому, потому что они могут не найти бойца;
  4. Сашка берет в плен немца и отказывается расстрелять его;
  5. Встреча с Зиной;
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

13. Сл. Учителя. В. Кондратьев сказал, что проводит своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

1) Вопрос . Выдержал ли Сашка испытание властью?

Ученик пересказывает эпизод с захватом Сашкой пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Боец приказу не подчинился.

Вопросы. Почему? Ведь Сашка давал присягу выполнять приказы командира?

А что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Вывод делают ученики.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной силой может стать эта власть над жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в глазах читателей. Сашка выдержал испытания властью, т.к. он чувствует себя ответственным за все.

Цельной человеческой личностью показал себя и комбат, отменивший приказ о расстреле пленного немца.

2) Вопрос . А выдерживает ли Сашка испытание любовью?

Ученик пересказывает эпизоды зарождения любви Сашки к Зине.

Учащиеся включены в диалог, затем делают вывод, что Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

3) Восстанавливаются эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Учащиеся рассказывают историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Рассказывают о том, как в эвакогоспитале отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и … полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка вину на себя принял.

(Разговор ведется о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки.)

14. Обращение учителя к классу.

Повесть «Сашка» - это произведение о Великой Отечественной войне, где рассказывается не только правда о войне, в этой повести поднимаются нравственные вопросы.

Хочу предложить и попытаться решить одну из нравственных проблем.

Готовясь к уроку, читала статьи, рецензии на повесть «Сашка». Особое внимание привлекла статья И.Дедкова «Пядь ржевской земли» (ж. «Литературное обозрение». 1980. № 5.)

Чтение учителем отрывков из статьи.

«… Надо, Сашок. Понимаешь, надо,» - говорил Сашке ротный…

И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует…

Герой В. Кондратьева привлекателен тем, что, что подчиняясь этому «надо», думает и действует «сверх надобного…

Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем непроизносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров!»

Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного, потому что иначе не может. Вопросы:

1. Вы уверены, что Сашка делает «сверх»?

2.Или это командует совесть?

3.Есть совесть и есть иная совесть. Что же стоит за каждой? У Сашки какая?

В споре, в горячем обсуждении приходим с ребятами к мысли, что нет двух «совестей»: совесть или есть, или ее нет.

15. Слово учителя.

К. Симонов, прочитав повесть «Сашка», писал:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской… Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

Так оценил значение повести В. Кондратьева «Сашка» К. Симонов.

Вопрос к классу.

А как оцениваете повесть вы? (Этот вопрос был дан учащимся на дом).

16. Учащиеся дают устный отзыв о прочитанной повести.

Примерный план отзывов.

Аверина А.

  1. Правдивость, душевность, психологизм.
  2. Книга – размышление.
  3. Суть Сашки.

Смышляева Н.

  1. Сашка – самый любимый литературный герой.
  2. Книга помогла заглянуть в себя.
  3. Завещание потомкам.

Тупчаненко С.

  1. Повесть «Сашка» - лучшее произведение о Великой Отечественной войне.
  2. А выдержала ли я бы эти испытания?
  3. Эта книга учит многому.

Николаева О.

  1. Я по-другому представляла себе войну.
  2. Правда о Великой Отечественной войне не забудется.

Лебедева В.

  1. Сашка-герой военных лет.
  2. Нашему поколению не достает любви к людям.
  3. Повесть В.Кондратьева «Сашка» - современное произведение, очень нужное сегодня.

17. Слово участнице Великой Отечественной войны В.Н. Гриненко.

В.Н. Гриненко рассказала о своей молодости, которая выпала на годы войны. Вера Николаевна прочитала повесть «Сашка». «Я думала, - говорит В.Н. Гриненко, - что ученики, прочитав произведение, не поверят, что такие люди были на самом деле. Сашка – герой военных лет. Он добр, честен, порядочен, он любит людей и жизнь. И таких людей в наше время было много…»

Учащиеся благодарят В.Н. Гриненко за участие в читательской конференции, дарят цветы и книгу.

18. На проекторе слова В.Кондратьева – это обращение к молодежи:

«Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Послесловие: на уроках были задействованы все учащиеся 9 классов, все получили оценки.

Лучшие статьи по теме