Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Коробочка государственный человек. Во что был обут Прошка, явившись в барские покои? Отношение к людям

Николай Васильевич Гоголь создал свое произведение "Мертвые души" в 1842 году. В нем он изобразил целый ряд русских помещиков, создал их гротескные и яркие образы. Одной из самых интересных представительниц этого класса, описанных в поэме, является Коробочка Характеристика данной героини будет рассмотрена в этой статье.

План характеристики

План, по которому проводится анализ помещиков - персонажей произведения "Мертвые души", включает в себя так или иначе следующие пункты:

  • первое впечатление, которое производит герой;
  • характерные особенности этого персонажа;
  • речь и манера поведения;
  • отношение героя к хозяйству;
  • отношение к другим людям;
  • цели в жизни;
  • выводы.

Попробуем проанализировать по этому плану образ такой героини, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика наша начнется с первого впечатления, которое героиня произвела на Чичикова. В произведении посвящена созданию образа Коробочки третья глава.

Первое впечатление Чичикова

Коробочка Настасья Петровна - это помещица, которая является вдовой одного очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Выгодно отличается Коробочка от Манилова: она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян (цитата из текста: "...знала почти всех наизусть"), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение "батюшка" к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать - это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки ("хриплый бабий"), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика портретная героини следующая. Ее автор описывает как пожилую женщину, в "спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее". Цитатная характеристика Коробочки ("Мертвые души") может быть продолжена. Николай Васильевич подчеркивает в образе помещицы старость Коробочки, по тексту дальше Чичиков называет про себя ее прямо - старухой. Особенно не меняется утром этой хозяйки. Из ее образа исчезает лишь спальный чепец.

Коробочка именно такова, поэтому главный герой сразу же отбрасывает церемонии и приступает к делу.

Отношение к хозяйству

Описываем далее такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану продолжается отношением этой героини к хозяйству. В понимании образа данной помещицы большую роль играет описание в доме убранства комнат, а также в целом поместья, которое отличается довольством и крепостью.

Видно во всем, что женщина эта является хорошей хозяйкой. Окна комнаты выходят на двор, который заполнен многочисленными птицами и разной "домашней тварью". Дальше виднеются огороды, фруктовые деревья, от птиц покрытые сетями, имеются также чучела на шестах, на одном из которых красуется "чепец самой хозяйки".

Достаток их обитателей показывают и крестьянские избы. Это также отмечает Гоголь ("Мертвые души"). Характеристика (Коробочка - образ, переданный также внешними деталями) включает в себя описание не только самого персонажа, но и окружающей обстановки, связанной с ним. Это нужно помнить, проводя анализ. Хозяйство этой помещицы явно процветает, принося ей немалую прибыль. Да и деревенька сама является не маленькой, состоит из восьмидесяти душ.

Характерные особенности персонажа

Продолжаем описывать такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану дополняется следующими подробностями. Эту помещицу Гоголь включает в число небольших владельцев, которые жалуются на убытки и неурожаи и "несколько набок" держат голову, а тем временем набирают в "пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода", понемногу деньжонки.

Манилов и Коробочка являются антиподами в некотором роде: пошлость первого скрывается за рассуждениями о Родине, высокими фразами о ее благе, а духовная скудость Коробочки предстает в естественном, ничем не прикрытом виде. Она и не претендует на культуру: во всем облике героини подчеркивается, прежде всего, незатейливая простота, которую имеет Коробочка. Характеристика героя "Мертвые души" показывает также, что эта незатейливость обнаруживается у Настасьи Петровны и в отношениях с людьми.

В приводящемся автором кратко, отмечается, что убранство их было старинное - полосатые старенькие обои, картины, изображающие птиц, маленькие старинные зеркала между окон, обрамленные рамками в виде листьев. За каждым из зеркал было заложено либо письмо, либо чулок, либо старая колода карт. Стену украшают часы с цветами, нарисованными на циферблате. Вот предметы, которые показываются во время непродолжительного визита Чичикова. Они говорят о том, что обитающие в комнатах люди обращены, скорее, к прошлому, чем к настоящему.

Манера поведения

В беседе насчет приобретения "мертвых" душ в полной мере раскрывается характер и сущность Коробочки. Сначала эта женщина никак не может уразуметь, что же хочет от нее главный герой. Когда она, наконец, понимает, что может быть для нее выгодной, недоумение переходит в стремление получить наибольшую выгоду от данной сделки: поскольку если кому-то нужны мертвые, следовательно, они - предмет торга, поскольку чего-то да стоят.

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она "начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик". Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого подобного этой помещице, - "дубинноголовая".

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление "дубиноголовости" является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле "совершенная Коробочка". Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Цель в жизни

Главная цель жизни, которую преследует Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой представлена в данной статье, - упрочение личного богатства, безостановочное накопительство. Хозяйственность, присущая Коробочке, обнаруживает вместе с тем ее внутреннее ничтожество. Кроме желания извлечь пользу и приобрести что-то, у нее нет иных чувств. Лишен некоторых "привлекательных" черт, свойственных Манилову, образ этой накопительницы. Интересы ее полностью сосредоточены на хозяйстве.

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны Усадьба помещицы Характеристика Коробочки Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный "герб" Коробочки - это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным "хозяйственным овощем", а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.

«МЁРТВЫЕ ДУШИ»
«Мертвые души» - это галерея за-

стывающих, стареющих, теряющих

жизненные соки душ.

Ю.М. Лотман
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Знакомство с героями поэмы начинаем с сопоставления различных точек зрения наших известных писателей, литературоведов, автора.

Для Василия Васильевича Розанова (писателя, философа, публициста конца ХIХ - начала ХХ в.) все герои поэмы мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства», автор представлялся ему «архиереем мертвечины», злым гением, чуть ли не антихристом.

В.В. Набоков видел в персонажах первого плана, группирующихся вокруг Чичикова, недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове он согласен видеть отчасти человека, хотя и дурака. Он объясняет это тем, что «глупостью было торговать мертвые души у старухи, которая боялась привидений, непростительным безрассудством - предлагать такую сомнительную сделку хвастуну и хаму Ноздреву». Далее Набоков называет Чичикова «низко оплачиваемым агентом дьявола», потому что пошлость, которую герой олицетворяет, есть свойство дьявола.

Тем не менее писатель не хотел создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких.

Вспомним, что, когда Гоголь читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».

Гоголь создал в «Мертвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.

Чья точка зрения наиболее близка вам? Чтобы решить этот вопрос, продолжаем работу в группах.


II. Беседа с учащимися по карточке 46. Образ Манилова.
Слово учителя

В гоголевской сатире всегда присутствует ирония. С одной стороны, этот способ он использовал в подцензурных условиях, с другой - сатирическая ирония помогала обнажить объективные противоречия действительности. Гоголь считал, что ирония вообще свойственна русскому мышлению. Вместе с тем, думается, этот способ помогал писателю показать всю сложность человека и неоднозначность авторского отношения к нему. Сравнение Манилова с министром говорит о том, что министр не так уж от него отличается и маниловщина - типичное явление в обществе. В то же время не забываем слов Гоголя о героях: «Мои герои не злодеи...»

Манилов, хоть и не следит за хозяйством, но зато «размышляет и думает», создает проекты человеческого благоденствия, теоретически заботясь о том, чтобы Россия не претерпела какого-либо ущерба, а процветала.
III. Беседа с учащимися по карточке 47 Образ Коробочки.
Слово учителя

И в этой главе поэмы опять зазвучал голос автора: «...иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Как и в случае с Маниловым, Гоголь острие своей сатиры устремляет к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.

Более того, Гоголь сравнивает Коробочку с петербургскими дамами, владетельницами расстроенных имений, и делает вывод о том, что «пропасть» между ними невелика, что настоящими «мертвыми душами» являются представители высшего света, оторванные от народа.
I V . Беседа с учащимися по карточке 48. Образ Ноздрева.
V . Беседа с учащимися по карточке 49. Образ Собакевича.
Слово учителя

(После обсуждения четвертого вопроса.)

В творческом мире Гоголя вещи начинают играть активную роль, помогая отчетливее выявить черты характера персонажей. Вещи словно становятся двойниками своих хозяев и орудием их сатирического обличения.

Детали вещного мира характеризуют гоголевских помещиков: (Манилова – знаменитая беседка, «Храм уединенного размышления», Ноздрева - бессмертная шарманка, игра которой вдруг прерывается и начинает звучать то вальс, а то песня «Мальбруг в поход поехал», И вот уже перестала звучать шарманка, а одна бойкая дудка в ней никак не хочет угомониться и долго продолжает свистеть. Здесь-то и схвачен весь характер Ноздрева - сам он как испорченная шарманка: неугомонный, озорной, буйный, вздорный, готовый в любой момент без всякой причины совершить что-то непредвиденное и необъяснимое.

Вывод: духовный мир гоголевских героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность.

Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в доме Собакевича.


V I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Почему Собакевич расхваливает мертвых крестьян?» (по карточке 51).
V II. Беседа с учащимися по карточке 50. Образ Плюшкина.
Слово учителя

Читая VI главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»


V III. Подведение итога уроков. Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II-VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых , обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)


IХ. Домашнее задание.

1. Чтение глав I, VII, VIII, IХ, Х.

2. Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы: «Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?» и «Что подсказало Гоголю сюжет,Повести о капитане Копейкине”?» (по карточкам 52, 53).

Карточка 52

Что подсказало Гоголю сюжет «Повести о капитане Копейкине?» 1

Возможно, что мысль написать «Повесть о капитане Копейкине» Гоголю подсказали народные песни о разбойнике Копейкине, погибающем в чужой стороне. Вот в сокращении одна из песен, записанных в г. Сызрани бывшей Симбирской губернии:


Собирается вор Копейкин

На славном на устье Карастане.

Он со вечера вор Копейкин спать ложился,

Ко полуночи вор Копейкин подымался...


На восточну сторонушку богу молился:

Вставайте-ка, братцы полюбовны!

Не хорош-то мне, братцы, сон приснился:

Будто я, добрый молодец, хожу по край морю,


Я правою ногою оступился,

За крепкое деревцо ухватился...

Но лютая тут змеюшка прошипела,

Свинцовая тут пулюшка пролетела.


Этот текст в числе других песен о Копейкине опубликовал уже после смерти Гоголя фольклорист П. Безсонов.

Заставляя читателя смеяться, Гоголь лишал священного сана царские институты и установления. Возникает вопрос: разве что-нибудь подобное могло быть в мыслях почтмейстера, рассказчика повести? Но в том-то и дело: его косноязычная манера повествования так наивна, так чистосердечна, что восхищение в ней неотличимо от злой издевки. А раз так, то эта манера способна передать язвительную насмешку самого автора «Мертвых душ».

Рассказчик, например, восхищается дверной ручкой в доме вельможи: «...так что нужно, знаете, забежать вперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решиться ухватиться за нее». Кто знает: может быть, почтмейстер действительно так думает. Разве чинопочитание, благоговение и трепет перед высшими - не в его характере? Но выражено это все так неуклюже - наивно и косноязычно, что мы вправе заподозрить в этих словах издевку .

УРОК 75

ГУБЕРНСКИЙ ГОРОД В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

АНАЛИЗ ГЛАВ I , V II, V III, IХ, Х
Гоголь приподнял одну сторону занавеса и

показал нам русское чиновничество во всем

безобразии его...

А.И. Герцен
ХОД УРОКА
I. Лекция учителя с элементами беседы, которая сопровождается комментированным чтением текста поэмы.

На протяжении всей поэмы тема крепостничества неразрывно сплетается с темой бюрократии, полицейщины. Помещики и чиновники неотделимы друг от друга в общей картине «Мертвых душ».

Изображению чиновничества был посвящен и «Ревизор», но там перед читателем предстал уездный город – малая величина российской действительности. В «Мертвых душах» автор увеличил масштабы изображения чиновничьего мира.

1. Вспомним, каким предстал губернский город в I главе. Ответим на вопрос: как относятся к городу N Чичиков и автор? (Заняв комнату в гостинице, пообедав и отдохнув, Чичиков отправился посмотреть город. Результатами осмотра остался доволен, «нашел, что город никак не уступал другим губернским городам» - важное замечание, позволяющее говорить о типичности изображаемого.

Итак, Чичиков доволен осмотром города, отношение его ко всему снисходительно-приветливое. Автор относится ко всему иронически.)

2. В чем проявляется ирония? (В основе иронии - несоответствие между самим предметом и тем, что о нем говорится. Приведем примеры: «покойная комната с тараканами», сравнение их с черносливом (какой же тут покой?); копченая люстра с множеством стеклышек ; поднос, на котором чашки «сидят», как птицы на морском берегу (романтическое сравнение вызывает смех). Возвышенность описания усиливает иронию автора.

В I главе нарисована общая картина, но некоторые детали ее очень выразительны: это и странные вывески (надпись «Иностранец Василий Федоров»), это и плохонькие мостовые, и жидковатый городской сад, о котором писали в газетах. И все эти описания пронизаны гоголевской иронией.

И еще одна важнейшая деталь: первый встретившийся Чичикову человек не назван Гоголем по имени, он не проронил ни слова, только взглянул на бричку нашего героя и побрел своей дорогой. Но его характер, пустота и пошлость - перед нами. Он своеобразная визитная карточка города.)

После пяти глав о помещиках мы вместе с героем опять возвращаемся в город.

Чичиков доволен - в шкатулке лежат списки приобретенных душ, осталось совершить купчие и улизнуть из города.

3. Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в тексте VII главы? В чем смысл сравнений: «председатель... подобно древнему Зевсу Гомера…», чиновники уподобляются «жрецам Фемиды», коллежский регистратор «прислужился... как некогда Вергилий прислуживался Данту...»? (Первое комическое сравнение подчеркивает могущество председателя в своем учреждении . Усиливает комизм сравнения неожиданное внесение в него архаического слова «брань», употреблявшегося в значении сражения, битвы, а затем получившего новое значение - ругани.

Название продажных, нечестных взяточников-чиновников жрецами Фемиды (Фемида - в греческой мифологии богиня правосудия, справедливости и помощи угнетенным, изображалась в виде женщины с мечом в одной и весами в другой руке и с завязанными глазами как символ беспристрастия), то есть служителями правосудия, было явной насмешкой над судом и другими учреждениями того времени.

Смысл третьего сравнения с героями «Божественной комедии» Данте не в сопоставлении римского поэта Вергилия с чиновниками гражданской палаты. Смысл заключается в том, что чиновник провел «наших приятелей» в комнату присутствия, центр учреждения. Вергилий вел Данте по страшным кругам мифического ада, а «коллежский регистратор» - по кругам бюрократического ада. Гражданская палата, таким образом, превращается в подлинный ад , где мучаются русские люди, подданные полицейского государства.

Обратим внимание еще на одну деталь: в зале присутствия, где разбирались судебные дела, ёще по указу Петра Первого должно было стоять трехгранное зеркало (зерцало) с орлом и тремя указами о порядке судопроизводства. Зеркало - символ отражения правды. Здесь же у зеркала сидит Собакевич и при этом лжет председателю, что продавал Чичикову не мертвых, а живых крестьян.)

4. Какие приемы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников? (Чтение со слов: «Герои наши видели... даже какую-то светло-серую куртку, которая... выписывала бойко... какой-нибудь протокол...»

Здесь мы наблюдаем прием, часто используемый Гоголем - уподобления живого неживому.)

5. Как относятся чиновники к службе? (Прежде всего мы видим, что чиновники ведут праздный и беспечный образ жизни. Когда понадобились свидетели для оформления купчей, Собакевич посоветовал послать за прокурором («он человек праздный») и инспектором врачебной управы («он также человек праздный»). О других чиновниках сказано, что «они все даром бременят землю». Называются их занятия - игра в карты, взяточничество.

Характер персонажей рисуется штрихами, но очень убедительными. (Взятка Ивану Антоновичу-Кувшинное рыло, например: «Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».)

Далее раскрывается чудовищная картина правительственного грабежа: «председатель дал приказаниё из пошлинных денег взять с него (Чичикова) только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя».

О полицеймейстере (полицеймейстер, или городничий - начальник полиции, должностное лицо, руководящее полицейским управлением города) говорится, что он «чудотворец», потому что «стоит ему мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба... так мы, знаете ли, как закусим».)

6. Чтение текста со слов: «Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера…»

Алексей Иванович (Гоголь не дал фамилии своему городничему) «действовал умно, обвораживал купцов якобы дружеским обращением, используя их разнообразные «задоры»: любовь к рысакам, к игре в горку. «Должность свою постигнул он в совершенстве», - иронически хвалит его Гоголь. Он «успел приобрести совершенную народность» среди купцов, не протестовавших против его поборов.

б) Чем он отличается от помещиков?

в) Какова ваша оценка героя?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Образ Чичикова» (по карточке 54).

1. Расскажите, как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу, с которым познакомился в городе? (Ответьте самостоятельно.)

2. В чем смысл романтического начала главы о Коробочке (ночь, гром, дождь)? (Здесь сказывается манера письма Гоголя, тяготеющая к контрастам - романтическое начало и прозаическая развязка: Чичиков попадает в прозаическое бытие Настасьи Петровны Коробочки. Помимо этого глава о Коробочке дается по контрасту с главой, рассказывающей о Манилове. Такова особенность композиции поэмы. Добавим, что следующие главы, рассказывающие о Ноздреве и Собакевиче, также построены контрастно.)

3. Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки? (Обилие псов в деревне говорит о том, что Коробочка заботится о сохранности своего состояния. «Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная...»)

4. Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки? (Чтение отрывка от слов: «Минуту спустя вошла хозяйка… одна из тех матушек, небольших помещиц...»)

5. Прочитать и сравнить два портрета Коробочки. (В портрете Коробочки повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо, глаза Гоголь не обращает внимания, словно их и нет. Этим также подчеркивается бездуховность человека. Этот принцип описания внешности Гоголь повторит в поэме неоднократно.)

6. Исследовав текст главы, расскажите о том, какие черты составляют «ядро» характера Коробочки. Обратите внимание на описание комнаты, вида из окна, описание деревни. (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже мертвая душа.

По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость», по определению Чичикова, ее не знает предела.

Если Манилов «парит» над землей в мечтах, то она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства - она ушла в него с головой. В отличие от Манилова она занимается своим хозяйством сама, входит в непосредственное общение с крестьянами, что сказывается в ее речи, близкой к крестьянскому говору.

Коробочка - гостеприимная, хлебосольная хозяйка: сожалеет что уже поздно и приготовить поесть нельзя, но предлагает «выпить чаю». Чичикову приготовили постель «почти до потолка», предложили почесать на ночь пятки, утром ему предложили «закусить» - чтение отрывка от слов: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки...»

Обратим внимание на то, что Коробочка угощает Чичикова исключительно мучными блюдами. Это и понятно: мясо дорого, бить скотину она не станет.

Выясните, чем угощала Коробочка Чичикова. Что такое «скородумки», «пряглы», «сняток», «шанишки», «лепешки со всякими припеками» (смотреть «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)?

Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ?

Только ли страхом прогадать объясняется ее нежелание продать их Чичикову? (Весь характер Коробочки, вся ее натура сказывается в ее поведении при продаже мертвых душ. Полное непонимание значения этой сделки, боязнь продешевить и быть обманутой при продаже «странного, совсем небывалого товара», желание «примериться» к рыночным ценам, тупость, непонятливость - все черты характера «дубинноголовой» помещицы, воспитанные долгой одинокой жизнью («неопытное вдовье дело») и необходимостью самостоятельно решать все вопросы, выявились в сделке с Чичиковым.

Нежелание продать Чичикову души объясняется и тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, поэтому полагает, что они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».

Она упряма и подозрительна. Озадачена она, впрочем, копеечной выгодой. Да и копейкой не умеет распорядиться, они лежат у нее в мешочках мертвым грузом.

Так что недалеко она ушла от Манилова, который тоже не мог взять в толк «негоции» Чичикова.)

8. В чем смысл фамилии Коробочки? (Помещица действительно заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. Например, о Собакевиче она говорит, что такого на свете нет, на том основании, что не слышала о нем.)

9. Сравните поведение Чичикова в I и II главах. Что нового открывается нам в герое? (Чичиков не церемонится с Коробочкой, может быть, потому, что она вдова, «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табели о рангах».)

1) в лапти 2) в ботинки 3) в сапоги 4) в тапочки

Чем Плюшкин хотел угостить Чичикова?

1) Чаем с сухарем 2) лепёшкой с бараньим боком 3) блинами 4) пирожками с капустой

Знает ли Плюшкин точное число умерших крестьян?

1) нет, поэтому послал за приказчиком 3) да, но долго и мучительно вспоминал

2) все внесены в особую бумажку

Сколько мертвых душ насчитал Плюшкин со дня последней ревизии?

1) 80 2) 120 3) 200 4) 50

Сколько мертвых душ и беглых крестьян приобрел Чичиков у Плюшкина?

1) 120 2) 700 3) 200 4) 50

Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?

1) мертвые души 2) часы 3) беглых крестьян 4) сухарь

В каком настроении Чичиков покинул имение Плюшкина?

1) в самом веселом расположении духа 2) обозлен скупостью Плюшкина 3) расстроен деградацией человека

Куда поехал Чичиков, распрощавшись с Плюшкиным?

1) в гостиницу 2) к Собакевичу 3) к Ноздрёву 4) к губернатору

К уроку 67

Н.В.ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Вариант 1 (группа 1)

- На все воля Божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости Божией ничего нельзя сказать… Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

- Кого, батюшка?

- Да вот этих-то всех, что умерли.

- Да как же уступить их?

- Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

- Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

- Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

- Это уж мое дело.

- Да ведь они ж мертвые.

- Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

- Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

- Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь про­дали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

- Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.



«Ну, баба, кажется, крепколобая!» - подумал про себя Чичиков.

- Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: - ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого…

- Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

- Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?

Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же Бог знает откуда, да еще и в ночное время.

- Так что ж, матушка, по рукам, что ли? - говорил Чичиков.

- Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.

- Ну, да не о живых дело; Бог с ними. Я спрашиваю мертвых.

- Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят.

- Послушайте, матушка… эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мере купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

- Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.

«Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков,. уже. начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступив­ший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иною стороною.



(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Выполняя задания 1.1.1-1.1.3 на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1. С чем связаны трудности, испытываемые Чичиковым при заключении сделки с Коробочкой?

1.1.2. В чем смысл сравнения Коробочки с «государственным человеком»?

1.1.3. Какое место отведено Коробочке в системе образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Выполняя задания 1.1.4 дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4. Сопоставьте диалог Чичикова и Коробочки из приведенного фрагмента поэмы – Н.В. Гоголя «Мертвые души» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». К каким выводам привело Вас это сопоставление?

- Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.

- Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы; отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь, - а шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.

Казбич молчал.

- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.

Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.

В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.

- Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха… Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас, Звезды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля. Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены: Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет.

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:

- Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни. (M.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Вариант 2 (группа 1)

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1-1.1.4.

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперек каким бы ни было печалям, из которых плетется жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унесся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он или просто только что начавший жизненное поприще, и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нем! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и все, что ни есть в мире.

Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабешка!» сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. «Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института; что в ней, как говорится, нет еще ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, все в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за нее примутся теперь маменьки и тетушки. В один год так ее наполнят всяким бабьем, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмется и надутость, и чопорность; станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и вы­йдет просто черт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как ее отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретенным на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из нее бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1. Какую роль в приведенном фрагменте поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» играет прием антитезы?

1.1.2. Почему характер Чичикова назван «осмотрительно-охлажденным»?

1.1.3. В чем состоят принципиальные различия взглядов на жизнь автора и его героя?

Для выполнения задания 1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4 . Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с приведенной ниже сценой из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова . Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Еще братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков . То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин . Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась? Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова . До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Вариант 3 (группа 1)

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1-1.1.5.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет»,- отвечал другой, Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.

Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно, с салфеткой в руке, - весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел проворно господина вверх по всей деревянной галерее показывать ниспосланный ему богом покой. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был вы­крашен вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и баранками. В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чер­ною как смоль бородою.

Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устроиваться в маленькой передней, очень темной конурке, куда уже успел притащить свою шинель и вместе с нею какой-то свой собственный запах, который был сообщен и принесенному вслед за тем мешку с разным лакейским туалетом. В этой конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и плоским, как блин, и, может быть, так же замаслившимся, как блин, который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы. Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

1.1.1 . Почему город, в который приезжает Чичиков, не имеет названия?

1.1.2. Как представленный во фрагменте портрет характеризует героя?

1.1.3. Какова роль сравнений в данном фрагменте?

Для выполнения задания 1.1.5 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5-8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям

1.1.5. Сравните приведенный фрагмент с эпизодом из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». К каким выводам привело Вас это сопоставление?

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись тулови­щем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Гм!.. Хорошо… - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Вариант 4 (группа 2)

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причи­ны. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностию, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь только да дивишься, пожимая плечами, да и ничего более. Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите. Ружье, собака, лошадь - все было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера. Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду - насколько хватало денег. Впрочем, редко случалось, чтобы это было довезено домой; почти в тот же день спускалось оно все другому, счастливейшему игроку, иногда даже прибавлялась собственная трубка с кисетом и мундштуком, а в другой раз и вся четверня со всем: с коляской и кучером, так что сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке или архалуке искать» какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком.

(Н. В. Гоголь. «Мертвые души »)

2. Какая черта в характере Ноздрева представляется вам главной и почему?

3. С какой целью Ноздрев «насаливает» своим приятелям?

4. Почему Ноздрев оказался единственным из помещиков, у кого Чичикову не удалось купить или выпросить «мертвые души»?

5. Прокомментируйте последнюю фразу приведенного фрагмента.

6. Какое значение имеет образ Ноздрева для понимания авторского замысла и проблематики поэмы?

Вариант 5 (группа 2)

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого беспокойства.

Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канами. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. (Н. В. Гоголь. «Мертвые души »)

1. Какие художественные средства использует автор в приведенном фрагменте для создания образа Собакевича?

2. Как соотнесены характер Собакевича и его внешность?

3. Можно ли назвать образ Собакевича сатирическим и почему?

4. Объясните выбор картин, украшающих комнату героя. Какая из них и почему резко отличается от остальных?

5. С какой целью Гоголь дает подробное описание внешнего вида и внутреннего убранства усадеб помещиков?

6. Почему почти всегда при создании портретов героев поэмы Гоголь не обращается к такой важной детали портрета, как глаза?

Вариант 6 (группа 2)

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные - бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и пле­вавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низень­ким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самова­ра, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя! лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и, копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое-наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домо

"Мертвые души" — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя "творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности". Замысел "Мертвых душ", как и "Ревизора", был подсказан Пушкиным.
"Мертвые души" - вершина художественного мастерства Гоголя. В нем автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении помещиков, наделенных в поэме блестящими речевыми характеристиками; свободно переходит от сатирической к юмористической тональности, виртуозно использует детали предметной изобразительности и выразительности.
Композиция "Мертвых душ" подчинена замыслу автора показать "Русь с одного боку".
Поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего "мертвые души". Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Автор стремится сопоставить их между собой. Показ героев строится на последовательном усилении отрицательных черт, свойственных каждому из них. Сам Гоголь говорил об этом: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого: Манилов, Коробочка и так далее до Плюшкина". Смена образов все более усиливает духовное оскудение владельцев крепостных душ. Чтобы одним словом выразить всю сущность помещика, Гоголь использует говорящие фамилии. В описании различных помещиков присутствует своеобразное чередование: расхититель - накопитель. Встречи с ними у Чичикова строятся по одной и той же схеме: вначале дается описание усадьбы, затем -дома, потом самого владельца дома. Посредством описания какой-либо детали обстаьовки автор указывает на основную черту характера помещика. Гоголь был мастер детали, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Далее в описании помещиков следует обед, угощение и предложение Чичикова продать "мертвые души". Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян.
Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит. Ирония помогла автору говорить в подцензурных условиях то, о чем говорить прямо было невозможно. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры. Мало кто из русских писателей XIX века пользовался этим оружием так искусно и изобретательно, как Гоголь.
Во второй главе автор знакомит нас с Маниловым - первым из пяти помещиков, у которых Чичиков скупает "мертвые души". Манилов уверен, что он живет в среде высоких человеческих интересов. Впечатление от этого персонажа непрерывно меняется. Сразу бросается в глаза его желание всем нравиться. Он уверен том, что живет высшими достижениями человеческой культуры. В полку, где служил Манилов, его считали образованнейшим и деликатнейшим человеком. Гоголь отмечает склонность своего героя заниматься "высокими предметами". Манилов сентиментален абсолютно во всем и прежде всего в семейном быту. Он совершенно не интересовался хозяйством, так как считал себя человеком хорошо воспитанным и не мог заниматься такими пустяками. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными людьми (вице-губернатор "милый"). Манилов также приходит в полный восторг от Чичикова, так как тот является для него достаточно привлекательным человеком с умом и умением вести себя в обществе. Этот помещик начинает связывать с Чичиковым свои очередные "прожекты", мечтает о совместной с ним жизни. Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческих связей является чуткая, нежная дружба и сердечная привязанность. В его восприятии жизнь — полная, совершенная гармония. Знание жизни подменяется пустыми фантазиями. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Отсюда и проистекает его любовь к красивой фразе. Манилов является сентиментальным фантазером, не способным к практическому действию. Праздность и безделие вошли в его плоть и кровь и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой гордится Манилов, — фарс, за которым скрывается пустота и бессодержательность. Он единственный среди помещиков вспоминает о законе и об интересах страны, но в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер. Гоголь сравнивает Манилова со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что "маниловщина" - типическое свойство этого мира. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещенным, но это лишь одна видимость.
Они с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фразами, за рассуждениями о благе родины, а у Коробочки духовная скудность предстает в своем естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всем ее облике подчеркивается весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Коробочка отличается житейской непосредственностью, которая проявляет себя как выражение грубого прозаизма и обыденности, а также расчетливого практицизма. Главная цель ее жизни - упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в ее поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает ее внутреннее ничтожество. У нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мертвыми душами". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова ее пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мертвые души". Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил ее эпитетом "дубинноголовая". Он, как и в случае с Маниловым, вторгается в запретную область - высшие эшелоны власти - и сравнивает помещицу с почтенным и даже государственным человеком.
При переходе к образу Ноздрева Гоголь подчеркивает контраст между ним и Коробочкой. В противоположность неподвижной помещице Нозд-рев отличается удалью и "широким размахом натуры". Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что-либо создавать и добиваться каких-либо результатов. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов: "Все оканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут, ожидать удовольствия жизни. В отличие от Коробочки Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика дает исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество — равнозначные понятия. Оба являются источниками прожигания жизни. Везде, где появляется Ноздрев, там кутерьма, склока, скандал. В понимании Ноздрева его жизнь наполнена смыслом. В этом отношении он напоминает Манилова, но отличается тем, что любит приврать, приукрасить, тогда как для Манилова характерна созерцательность. Отсюда тяга к хвастовству и вранью. Ноздрев - "мастер пули лить". В разговоре с Чичиковым Ноздрев хвастается абсолютно всем: жеребцом, прудом, собакой, - и в своей лжи просто неистощим. Она становится для него органическим явлением. Ложь для самой лжи. В отношениях с людьми Ноздрев свободен от каких-то норм и принципов. Он легко сходится с людьми, но не верен ни своему слову, ни чему-либо другому. В стремлении Ноздрева внести разлад в чужую жизнь чувствуется желание всем напакостить. В итоге, вся многосторонность героя лишена какого-либо положительного начала.
Гоголь назвал Ноздрева "историческим человеком".
В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить к людям, витающим в облаках. Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При характеристике его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нем и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступают в облике самого героя, "Он был похож на средней величины медведя", - пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении собственного желудка. Сам он, будучи противником враждебных материй, отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: "Просвещение - вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое живет, знает людей. В отличие от всех остальных помещиков он сразу понял сущность "негоции" Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делещ, которого трудно провести. Все окружающее ов оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. В атом стремлении Соба-кевич никого не стесняется и с медвежьим упорством пробивает себе дорогу в жизни. Он прямолинеен, достаточно груб и никому и ни во что не верит. Практическая хватка распространяется и на оценку им людей. Он мастер давать характеристики. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.
Последний помещик, которого посещает Чичиков, - Плюшкин, подобен по стремлениям Коробочке и Собакевичу, но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни — накопление вещей. В итоге герой не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Все, попадающееся ему под руку, представляет интерес, отсюда собирание хлама и ветоши. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этих ограничительных мер. В отличие от остальных помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определенном этапе своей деградации Плюшкин перестает испытывать потребность в общении с людьми, и отсюда - сознательный разрыв родственных связей, нежелание видеть у себя гостей. Своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге, он оказывается в полном одиночестве. Скупость Плюшкина доведена Гоголем до своих пределов. Плюшкин — "прореха на роде человеческом". Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика. В главе, посвященной Плюшкину, картины русской жизни принимают наибольшее социальное звучание.
Итак, Гоголь создал пять портретов, пять характеров, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают отдельные типичные черты русского помещика: скупость, бесшабашность, праздность, духовная пустота. Герои поэмы превратились в нарицательные понятия для обозначения отрицательных явлений русской жизни.

Лучшие статьи по теме