Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Другие модели
  • Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм. Реализм в русской литературе Русские реалисты 19 века

Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм. Реализм в русской литературе Русские реалисты 19 века


Реализм (от латинского слова «realis» – «вещественный») – это направление в живописи, основной чертой которого является стремление к полному и всестороннему отображению реальной жизни во всех ее проявлениях.

Характерные черты реализма – типизация фактов действительности, показ противоречий и развития жизни, стремление показать сущность явлений без ограничений сюжетов, нравственная подоплека и воспитательное воздействие.

Отличительной чертой этого направления в живописи также выступает обращение художников непосредственно к изображению обыденной жизни людей, без религиозного или мифологического подтекста. Развитие реализма было во многом обусловлено развитием общественного сознания, утверждением материалистической философии, прогрессом в области промышленности, техники и естествознания.

Впервые появившись в искусстве Голландии в XVII в., реалистические тенденции в живописи получили особенно широкое распространение во Франции в эпоху Просвещения. Детали реализма поначалу только присутствовали в художественных произведениях других направлений. Так, произведения Э. Делакруа, хоть и относятся к романтизму, имеют элементы реализма, поскольку полно описывают реальные события со всеми присущими им драматическими конфликтами.

Рождение реализма как самостоятельного направления в живописи обычно связывают с именем французского живописца Гюстава Курбе (1819-1877 гг.). В 1855 г. художник открыл в Париже персональную выставку «Павильон реализма». Курбе писал в основном писал жанровые сцены, изображая простую жизнь человека труда, при этом он умел делать каждого героя типически узнаваемым. Произведения обычно были несложными в композиционном отношении, выполнялись в неброских землистых тонах («Дробильщики камня», 1849 г.; «Похороны в Орнане», 1849-1850 гг.; «Купальщицы», 1853 г. и др.).

Другие известные художники-реалисты - Жан Франсуа Милле (1814-1875 гг.) и Оноре Домье (1808-1879 гг). Оноре Домье по призванию был рисовальщиком, карикатуристом. По утверждению поэта Бодлера, Домье «сделал карикатуру жанром серьезного искусства». Его произведения («Вагон третьего класса», 1862 г.; «Восстание», 1848 г.; «Прачка», 1861 г. и др.) имеют сухой и грубоватый стиль, а в представленных на полотнах сценках угадывается суровая правда жизни, приправленная иронией и порой даже едкой насмешкой автора.

Темой работ Жан Франсуа Милле была в основном крестьянская жизнь во всех ее проявлениях. На небольших по размеру полотнах («Сеятель», 1850 г.; «Путь на работу», 1851-53 гг.; «Анжелюс», 1857-1859 гг.) художник создал обобщенный образ труженика, тесно связанного с природой.

Важнейшие завоевания реализма в передаче нюансов живой природы, утверждение художественной ценности обыденной жизни города были присущи творчеству французских импрессионистов (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуару, К. Писсаро и др.).

В России начало развития реализма связано с именем А. Г. Венецианова (1780-1847 гг.), являющегося родоначальником крестьянского бытового жанра. Полотна с изображением бытовой и трудовой деятельности крестьян («Жнецы», 1825 г.; «На пашне. Весна», начало 1820-х гг.; «Гумно» 1821 г. и др.), проникнуты любовью к родной земле и большой симпатией к персонажам.

У истоков жанра критического реализма в российской живописи стоял П. А. Федотов (1815-1852 гг.). Он написал серию картин бытового жанра, в которых, используя сатиру, обличал существующие пошлые и темные нравы русской жизни и сочувствовал обездоленным («Свежий кавалер», 1846 г.; «Сватовство майора», 1848 г.).

Распространение реализма в русской живописи во 2-ой половине XIX в. напрямую связано с подъемом демократического общественного движения. Целая когорта художников-реалистов конца XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.). Диапазон творчества художников-передвижников был очень широк – они работали в бытовом жанре, в историческом жанре, а также в портрете и пейзаже. Произведения художников-реалистов проникнуты внимательным исследованием жизни народа в сочетании с критикой буржуазно-крепостнического строя. На своих полотнах художники добиваются большой глубины психологических обобщений.

Живописец В. Г. Перов (1833-1882 гг.) создал ряд картин с реалистическим сюжетом, где он обличает уродливые явления действительности во времена реформ и отмены крепостного права. («Последний кабак у заставы», 1868 г., «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г.). Живописец также создал ряд реалистичных портретов знаменитых людей, в т.ч. А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, В. И. Даля и др.

Взлет русской реалистической живописи связан с именем И. Е. Репина (1844-1930 гг.). С начала 1870-х гг. он выступает как художник-демократ, сражающийся против академизма, идеализирующего реальность и не способного отразить жизнь. Живописец критиковал эксплуатацию народа, показывал нарастающую в нем скрытую силу («Бурлаки на Волге» 1870-73 гг., «Отказ от исповеди» 1879-85 гг.). Полотно «Крёстный ход в Курской губернии» (1880-83 гг.) можно назвать энциклопедией русской жизни – настолько виртуозно и метко художник выхватил из жизни и запечатлел разнообразие персонажей. Сила художника-реалиста проявлялась и в портретном творчестве Репина. «Портрет М.П.Мусоргского» (1881 г.) совершенно реалистичен, он не только точно передает весь облик и характер портретируемого, но и показывает состояние человека, находящегося в физических муках и душевном смятении.

Традиции реализма в России утвердились и продолжились в творчестве таких художников, как А. Н. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов и др. После революции на базе традиций критического реализма стал развиваться социалистический реализм, провозглашающий правдивое отображение жизни в ее революционном развитии. Самые известные представители соцреализма в живописи – К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, И. И. Бродский, А. А. Дейнека и др.

Живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).

Мастерская художника

Характеристики

Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.

Любимый объект для художников-реалистов - это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.

Паркетчики. Кайботт.

Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.

Первые реалисты

Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.

Автопортрет Курбе

Реализм 20-го века

После ужасающих войн, мировой депрессии, испытания ядерного оружия и других событий, у реалистов 20-го века не было недостатка сюжетов и идей. В самом деле, современный реализм проявился в самых разнообразных формах, образах и школах, оказав влияние не только на живопись, но и на другие направления искусства.

Веризм (1890–1900)

Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.

Сильвестро Лега на берегу моря

Прецизионизм (1920-е годы)

Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.

Социальный реализм (1920–1930)

Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.

Соцреализм в России (1925–1935)

Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.

Сюрреализм (1920–1930)

Мягкая конструкция. Дали.

Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты , чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства - Фантезийный (художникам этого направления можно отнести Сальвадора Дали , Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.

Американская живопись и регионализм (1925–1945)

Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики , написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.

Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.

Гиперреализм

В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».

Другие направления

Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.

Реализм в живописи обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.

Картины, изображающие человеческое тело, выделяются чувственностью, эмоциональностью, натуралистичность. Реализм отражает прогрессивное значение и функции искусства. Основоположник стиля, по мнению исследователей – Густав Кюрбе.

Стиль развился в множество подвидов – социалистический, социальный, магический, веризм и другие.

Особенности стиля

Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.

Французские особенности: доминирующим был пейзажный жанр. Художники стремились передать настоящий мир, природу провинции. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи демонстрируют «настоящую» Францию.

Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.

Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины: тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.

Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.

Основные школы стиля в течение 19 века представлены:

  • Английской Фигуративной школой;
  • Французской школой Курбе;
  • Школой Репина в России;
  • Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
  • Американская школа Томаса Икинса.

Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.

Основные направления реализма

Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:

Веризм

В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.

Прецизионизм

Развился в США в 20-е годы 20 века. Американские живописцы изображали городские и промышленные ландшафты, используя элементы футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.

Социальный

Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.

Социалистический

Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.

Школа Юстон-роуд

Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.

Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)

Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.

Американский современный

Возник в 1960 — начало 1970 - сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных живописцев Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филипп Перлстайн. Современное направление отличается от фотореализма в силу склонности к преувеличению последнего.

Передвижничество 19 века

Реализм России, представители: Васнецов, Мясоедов, Серов, Репин и другие.

Фотореализм

Возник в 1960-е – 1970-е годы – направление реализма, характеризующееся особой техникой творчества. Цель – максимально правдоподобная передача реальности, копирование фотоснимков.

Гиперреализм

Общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 1970-х годов. Принципиально отличается от фотореализма: последний – точное копирование фото, первый – стремится создать новую действительность такой, чтобы зрители поверили, что картина написана с натуры.

Магический реализм

Имеет черты сюрреализма и реализма в классическом понимании. Картины отображают действительность с фантазийными деталями.

Сюрреализм

Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму. Художники стремились отойти от догматов живописи и представить что-то новое.

Китайский

Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.

В коротком видео можно увидеть работы иранских художников реалистов: Мортеза Кэтузиэн, Иман Малеки и Касра Киаи:

Значение

Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.

Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.

направление

Реали́зм - (от позднелат. reālis «действительный») - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму . Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму .

Появление реализма в живописи обычно связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо , Жан-Франсуа Милле , Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм .

В любом литературном произведении различают два основных элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Отсюда возникают два литературных направления. Это реализм, ставящий задачу максимально объективного воспроизведения действительности, и идеализм, видящий предназначение в дополнении действительности и создании новых форм. В российской публицистике и литературной критике указанный смысл термина «реализм» впервые определил Дмитрий Писарев. До этого момента термин «реализм» употреблялся Герценом лишь в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846).

Реализм в театре, как реалистическая драма, представляет собой промежуточный жанр, граничащий и с трагедией и с комедией, в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца. Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к современности и злободневности. Стремление к точности изображения является настолько определяющим для реалистов, что даже при обращении к прошлому, они остаются столь же щепетильными к фактам, как при изображении типов и событий современной им жизни.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия:

Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.

Что представляет собой реализм

Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.

Основные черты реализма

Реализм характеризовался такими особенностями:

  • изображение мира как он есть, правдиво и естественно;
  • в центре романов - типичный представитель общества, с типичными для него проблемами и интересами;
  • появление нового способа познания окружающей действительности - посредством реалистических персонажей и ситуаций.

Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.

Появление эпохи Реализма

Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.

В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века - это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.

Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.





» » Реализм и особенности литературы 19 века

Лучшие статьи по теме