Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Ответственность за неприменение ккм в году. Штраф и выгода: подводные камни перехода на онлайн-кассы

Далеко не всегда компании, отступая от установленных , руководствуются каким-то злым умыслом (скрыть выручку и т.п.). Все может быть гораздо банальнее. К примеру, отключили электричество и в этом случае по правилам торговля должна быть прекращена. А что, если реализуются скоропортящиеся товары и такой простой повлечет серьезные убытки? Примечательно, но с некоторых пор у компаний есть возможность решить эту проблему, что называется, с минимальными потерями.

В свое время Минфин в Письме от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 привел форму , которую следовало применять в случае отключения электричества. Тем самым чиновники фактически дали добро организациям, которые остались на какое-то время без света, продолжить работу и в темноте, выдавая своим покупателям вместо названные БСО. Однако ситуация кардинальным образом изменилась с момента вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Дело в том, что в нем установлен перечень случаев, когда компания или ИП вместо чеков могут выдавать БСО, и среди таковых нет такого основания, как отключение электричества. То есть если компания, которая в силу закона обязана при расчетах , в период, когда у нее не было света и, соответственно, возможности пробивать чеки, продолжит отпускать товар, выдавая покупателям, к примеру, БСО, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

До недавнего времени компаниям в большинстве случаев удавалось избежать "кассовой" ответственности, поскольку срок давности по таким правонарушениям составлял всего два месяца. Однако Законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) этот срок увеличен до двух лет. Соответствующая поправка внесена в ч. 1 ст. 4.5 КоАП. Так что с 15 июля 2016 г. шансы на то, что нарушение останется незамеченным, значительно уменьшены.

Составы "кассовых" правонарушений

Кроме того, Законом N 290-ФЗ и ст. 14.5 КоАП изложена в новой редакции, разграничена ответственность за различные виды . В частности, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях теперь зависит от суммы непробитого чека: для должностных лиц и ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за повторное неприменение ККТ. Однако она грозит только в случае, если кассовые чеки в совокупности не пробиты на сумму один миллион и выше. При таких обстоятельствах должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность юрлиц и ИП могут приостановить на срок до 90 суток.

Частью 4 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо в отношении которой были нарушены порядок регистрации, перерегистрации, а также порядок и условия ее применения. Совершение такого правонарушения для организаций влечет предупреждение или штраф в размере 5000 - 10 000 руб., а для руководителей (ИП) - предупреждение или штраф в размере 1500 - 3000 руб.

Аналогичные санкции предусмотрены и ч. 5 ст. 14.5 КоАП, но уже за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением установленных на то сроков.

Ну и, наконец, ч. 6 ст. 14.5 КоАП установлено, что за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо за непередачу этих документов в бумажном виде по требованию покупателя (клиента) в предусмотренных законом случаях организации грозит предупреждение или штраф в размере 10 000 руб., а руководителям (ИП) - предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

Части 7 - 15 ст. 14.5 КоАП устанавливают ответственность для операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ. Поэтому эти части мы опустим.

Освобождение от "кассовых" санкций

В то же время в отличие от "старой" редакции ст. 14.5 КоАП в ее обновленной версии установлены условия, при соблюдении которых нарушитель освобождается от "кассовой" ответственности. А условия таковы (примечание к ст. 14.5 КоАП): необходимо добровольно оповестить налоговый орган о совершенном кассовом правонарушении, предварительно исправившись, то есть исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении. При этом освобождение сработает в том случае, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • на момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В каких правонарушениях лучше покаяться

В то же время необходимо иметь в виду, что освобождение от "кассовой" ответственности, даже при соблюдении названных условий, предусмотрено отнюдь не для всех видов "кассовых" нарушений. Таким образом, избавить себя от штрафа можно только в отношении следующих правонарушений:

  • неприменения ККТ в случаях, когда ее применение обязательно;
  • применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения.

Как сознаться в правонарушении?

Одним из условий для получения освобождения от "кассовой" ответственности является представление в налоговый орган соответствующего заявления. Какой-либо официальной формы на сей случай не установлено. То есть соответствующее заявление пишем в произвольной форме. В нем нужно указать, когда и какое именно из названных правонарушений было совершено и как оно было исправлено. При этом следует привести и ссылочку на примечание к ст. 14.5 КоАП, на основании которого вы претендуете на освобождение от административной ответственности.

Самый распространенный случай - неприменение ККТ в связи с отключением электричества. Для того чтобы освободиться от штрафа, нужно написать в ИФНС заявление и приложить к нему копии кассовых чеков, которые были пробиты после включения света на суммы, принятые от покупателя "в темноте".

Онлайн-нарушения

В то же время необходимо отметить, что в связи с переходом на применение онлайн-ККТ многие правонарушения налоговики также будут обнаруживать в режиме онлайн. Иными словами, компания или ИП могут и не успеть "покаяться" с тем, чтобы освободиться от штрафа. Однако санкции все же могут быть значительно уменьшены... в три раза, причем от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Это предусмотрено ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП. А сами условия для такого уменьшения приведены в ч. 4 ст. 28.6 КоАП. Из положений данной нормы следует, что штраф может быть "сокращен", если при обнаружении в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физлиц и организаций нарушитель признает вменяемое нарушение.

Когда молчание - золото

Еще раз повторимся, что освобождение от штрафных санкций или же их уменьшение предусмотрено только в отношении конкретных видов "кассовых" нарушений, которые предусмотрены ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Иными словами, даже если поставить в известность налоговиков о совершении повторного нарушения, когда "мимо кассы" прошло более 1 млн руб., от штрафа это не спасет. Нельзя уменьшить штраф и в случае, если по запросу налогового органа компания не представила документы.

Также представляется, что проблемным будет получение освобождения в отношении правонарушения, связанного, к примеру, с нарушением порядка регистрации или перерегистрации ККТ, хотя они и содержатся в "белом списке". Ведь регистрацией ККТ занимается налоговый орган, так что раньше инспекторов узнать о правонарушении (и уж тем более "исправить" его до подачи заявления с "покаянием") просто невозможно.

Ответственность за нарушения, связанные с применением ККТ, установлена ст. КоАП РФ. Так, осуществление расчетов без ККТ (если ее применение обязательно) влечет штраф, кратный сумме покупки, — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей.

А вот если ККТ применялась, но либо не соответствовала установленным требованиям, либо был нарушен порядок регистрации (перерегистрации), порядок и условия ее применения, на организацию может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей, на должностных лиц и ИП — от 1,5 до 3 тысяч рублей. Нарушитель может отделаться и предупреждением, но рассчитывать на массовые послабления со стороны налоговиков вряд ли стоит.

Отметим, что ранее на практике все нарушения, связанные с применением ККТ, квалифицировались контролерами как неприменение ККТ и наказывались (для организации) штрафом от 30 до 40 тысяч рублей.

Если не успели поменять ККТ

Могло так получиться, что до 1 июля 2017 года организация не успела поменять технику на новую. Будет ли в этом случае штраф?

Судя по официальным разъяснениям, в этом случае при определенных условиях штрафа удастся избежать. Как разъяснил Минфин России в письме , если лицо приняло все меры по соблюдению требований законодательства, но все же нарушило их, то к ответственности оно привлекаться не должно.

В частности, финансовое ведомство указало, что в этом случае можно исследовать договор поставки фискального накопителя. Конечно, если вы заключили договор только 30 июня и вам не успели заменить фискальный накопитель к 1 июля, то от штрафа наличие такого договора не спасет. Но вот если договор был заключен в разумный срок, то штраф не наложат.

Если ФН не соответствует системе налогообложения

В определенных случаях закон устанавливает дополнительные требования к фискальному накопителю ККТ. Например, при оказании услуг, а также при применении УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН срок действия ключа фискального признака фискального накопителя должен составлять не менее 36 месяцев. Однако у подавляющего большинства накопителей на рынке срок действия ключа фискального признака составляет 13 месяцев. Что же делать и можно ли использовать то, что есть сейчас?

По мнению ФНС России, можно. В письме налоговое ведомство напомнило, что первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр только 3 мая 2017 года, и при этом ни одного экземпляра такой модели к моменту выхода этого письма в реестре не было. Иными словами, даже в конце мая никто не мог купить и тем более использовать «правильный» фискальный накопитель.

А значит, эти обстоятельства исключают вину в совершении административного правонарушения, поэтому к ответственности за «неправильный» накопитель привлекать нельзя.

При этом, конечно, любой фискальный накопитель можно использовать только до окончания срока действия его ключа, то есть через 13 месяцев накопитель нужно будет заменить. Впрочем, эта операция достаточно проста и может быть даже произведена самостоятельно.

Формы документов, применяемых при использовании ККТ

В заключение кратко коснемся вопроса о том, какие документы нужно оформлять при применении ККТ. Напомним, что отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, ответственность за которое установлена ст. КоАП РФ.

Обязательно ли, например, вести журнал кассира-операциониста (форма КМ-4) и будет ли штраф за его отсутствие?

Минфин России ответил на эти вопросы отрицательно. В письме финансовое ведомство напомнило, что Постановление Госкомстата России , которым утверждена форма КМ-4, не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, и не относится к законодательству Российской Федерации о применении ККТ. Следовательно, по мнению финансового ведомства, оно не подлежит обязательному применению.

Не нужно применять и форму КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам». В то же время сама ККТ при возврате денежных средств покупателю применяется в обязательном порядке. На это указано в том же письме Минфина России.

Также отметим, что необходимо применять и унифицированные формы приходных и расходных кассовых ордеров — ведь они утверждены Банком России в качестве обязательных. Поэтому за их неприменение штраф более чем возможен.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Для многих российских бизнесов с 1 июля 2017 года законом установлена обязанность по применению инновационных онлайн-касс в ходе расчетов с покупателями. Одновременно положениями федеральных нормативных актов определены штрафы за неприменение ККТ нового образца. Изучим такие санкции подробнее.

Кто обязан применять онлайн-кассы

Но, прежде чем говорить о предусмотренных законом штрафах за неприменение онлайн-касс, полезно будет изучить то, в отношении кого такие санкции, в принципе, могут применяться.

Речь идет о торговых предприятиях, которые с 1 июля 2017 года обязаны задействовать онлайн-кассы - инновационный тип контрольно-кассовой техники. Онлайн-кассы должны в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ уметь:

  • отправлять данные о платежах, проведенных на кассе, в ФНС через интернет (при посредничестве специализированных структур - Операторов фискальных данных);
  • в электронном виде и отправлять их покупателям (также при посредничестве ОФД);
  • обеспечивать сохранность платежных данных в памяти ККТ в периоды отсутствия связи с интернетом.

Такими функциями ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, не обладают. Поэтому, торговым бизнесам их нужно менять на онлайн-кассы.

Применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года должны все торговые предприятия (точнее - все, кто продает товары физическим лицам), которые не попадают под исключения, установленные законом. Стоит отметить, что перечень таких исключений - довольно широкий. Причем, определять его нужно:

  • рассматривая сразу две редакции Закона № 54-ФЗ - действующую, и ту, что была введена в действие 08.03.2015 года;
  • разделяя исключения на две категории - постоянные и временные.

Постоянные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до тех пор, пока законом не будет установлено иного. Сейчас действуют исключения:

  • определенные положениями п. 2 ст. 2 Закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в текущей редакции;
  • п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015.

При этом, после 1 июля 2018 года будут действовать только те исключения, что зафиксированы в действующей редакции Закона № 54-ФЗ (отметим, что их перечень во многом совпадает с тем, что отражен в редакции Закона № 54-ФЗ от 08.03.2015).

Такие исключения освобождают от применения ККТ бизнесы в самых разных сегментах. Например, в текущей редакции Закона № 54-ФЗ они установлены для предпринимателей, которые:

  • продают прессу через газетные киоски;
  • ведут торговлю на рынке с палаток;
  • продают молоко, квас из автоцистерн;
  • ремонтируют обувь.

Временные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до 1 июля 2018 года (и если законом данный срок не будет изменен). После - онлайн-кассы должны будут задействовать все магазины, кроме тех, для которых законом установлены постоянные исключения.

Временные исключения установлены:

  • п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юридических лиц на ЕНВД, ИП на ПСН;
  • п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам.

При этом, вместо чеков ККТ такие бизнесы обязаны выдавать своим клиентам другие документы, удостоверяющие факт приема от клиента денежных средств в счет товара или услуги. А именно:

  1. Товарные чеки.

Их должны выдавать ИП и юрлица на ЕНВД либо ИП на ПСН при продаже товаров физическим лицам. Товарный чек должен при этом содержать реквизиты, перечень которых установлен в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Отметим, что товарный чек обязательно выдается только по требованию клиента.

  1. Бланки строгой отчетности.

Такая обязанность установлена для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам. Система налогообложения здесь может быть, в принципе, любой - ЕНВД, ПСН (для ИП), ОСН, УСН, ЕСХН. Бланки строгой отчетности должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359. При этом, БСО может быть сформирован на типографском бланке или же с помощью специальных аппаратно-программных решений.

Бланк строгой отчетности указанным фирмам нужно выдавать клиенту в любом случае - даже если он его не попросил.

Нужно отметить, что законом могут устанавливаться и «обратные» исключения в части установления обязанности по применению онлайн-касс - когда тот или иной бизнес, освобожденный одной нормой закона от применения ККТ, обязывается использовать онлайн-кассы другой, более поздней (и потому, имеющей более высокую юридическую силу) нормой закона.

Например, 31 марта 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 261-ФЗ о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, по которым бизнесы на любых системах налогообложения (включая ЕНВД и ПСН) стали с 1 июля 2017 года обязаны применять онлайн-кассы. Однако, в редакции Закона № 261-ФЗ от 31.07.2017 года содержится норма о том, что продавцы алкоголя ведут расчеты в юрисдикции Закона № 54-ФЗ. Это значит, что они в случае применения ЕНВД, ПСН либо в процессе оказания услуг (например, ресторанных) перестали до 1 июля 2018 года быть обязанными применять онлайн-кассы.

Какие предусмотрены штрафы за неприменение ККТ или нарушения при её использовании

Теперь - о санкциях за неприменение онлайн-касс (либо невыполнение обязательств по выдаче покупателям документов, альтернативных кассовым чекам - БСО и товарных чеков). Основные из рассматриваемых санкций закреплены в положениях КоАП РФ. Для удобства их можно отобразить в виде таблицы.

Правонарушение Регулирующая норма в КоАП РФ Санкции Примечания
Продажа товаров без использования ККТ п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Штраф на должностное лицо магазина (либо на ИП, как владельца магазина) в размере 25-50% от выручки, не пробитой через кассу (но не менее 10 000 рублей).

2. Штраф на магазин как на юридическое лицо в размере 75-100% от выручки, не пробитой через кассу (минимум 30 000 рублей).

Примеры правонарушений:

1. Отпуск товаров при отсутствующей ККТ в магазине.

2. Применение ККМ, работающей некорректно, со сбоями.

3. Пробитие чека с суммой, меньшей, чем та, что передана покупателем продавцу.

4. Невыдача фирмой, оказывающей услуги, БСО.

4. Невыдача торговым предприятием на ЕНВД (ИП на ПСН) товарного чека покупателю (по его просьбе).

Повторная продажа товаров без использования ККТ на сумму, превышающую 1 000 000 рублей п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Дисквалификация на должностное лицо - на срок 1-2 года.

2. Приостановка деятельности магазина - на срок до 90 дней.

Применение ККТ, не соответствующей нормативным требованиям п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение либо штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 1500 - 2000 рублей.

2. Предупреждение либо штраф на юридическое лицо в размере 5000 - 10 000 рублей.

Примеры правонарушений:

1. Использование ККМ старого образца (не онлайн-кассы).

2. Использование онлайн-кассы, не зарегистрированной в ФНС.

3. Использование онлайн-кассы, не включенной в реестр ФНС.

Отказ магазина направлять покупателю электронную версию кассового чека либо невыдача продавцом бумажного чека п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение или штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 2000 рублей.

2. Предупреждение или штраф на юридическое лицо в размере 10 000 рублей.

Если товар продан интернет-магазином, то электронный чек отправляется покупателю (на e-mail или в виде SMS) в любом случае, без запроса покупателя. При неосуществлении отправки чека интернет-магазин может быть оштрафован.

Обычный магазин отправляет электронный чек покупателю, только если он предоставляет продавцу свой e-mail или сотовый телефон. Обязательно выдается бумажный чек.

Указанные выше, и, очевидно, довольно строгие штрафы, выписываются инспекторами ФНС в ходе налоговых проверок - плановых или внеплановых. Таким образом, к моменту проверки магазин должен быть чист на предмет возможных подозрений на совершение приведенных выше правонарушений.

Но, как показывает практика, не всем торговым точкам удается избежать совершения указанных правонарушений - в силу влияния тех или иных факторов. Тем не менее, владельцы магазинов имеют шансы на благосклонность со стороны проверяющих структур в ряде случаев. Изучим то, когда это возможно, и от чего это зависит.

В каких случаях штрафов можно избежать

Магазин может стать вынужденным нарушителем норм закона о применении ККТ, если, например:

  1. Не успеет к установленному сроку обзавестись онлайн-кассой.

Смежные сценарии:

  • действующая онлайн-касса сломалась, и новую заказать (завезти) не успели;
  • поставщик задерживает предоплаченные кассы;
  • кассы привезли, но их некому установить и настроить (ближайший сервисный центр - в другом городе, половина его специалистов - в отпуске).

По факту, вне зависимости от причин (которых может быть, конечно, намного больше в сравнении с приведенным выше перечнем) магазин не сможет задействовать онлайн-кассу, а значит, будет считаться нарушителем норм закона о применении ККТ.

Однако, при рассмотрении ситуации, при которой у торговой точки нет возможности задействовать онлайн-кассу, по существу, может быть выявлен ряд обстоятельств, которые позволяют говорить о том, что магазин штрафовать не следует.

Минфин РФ - государственный орган, которому подотчетна ФНС, в Письме от 30.05.2017 года № 03-01-15/33121 говорит, ссылаясь на положения КоАП РФ, о том, что административным правонарушением следует считать лишь то действие субъекта правоотношений, которое имеет признак противоправности и свидетельствует о вине соответствующего субъекта. В случае, если в оценке отношении действий того или иного лица имеют место неустранимые сомнения, то такие сомнения, как считает ведомство, должны толковаться в пользу данного лица.

Исходя из указанных тезисов, Минфин рекомендует проверяющим органам при рассмотрении правонарушений, за совершение которых в ст. 14.5 КоАП РФ прописаны строгие санкции, изучать обстоятельства, указывающие на принятие торговым предприятием всех необходимых мер по обеспечению соответствия ведения деятельности требованиям законодательства РФ о применении ККТ. И если магазин покажет, что такие меры будут приняты - Минфин рекомендует инспекторам не штрафовать торговую точку либо должностных лиц фирмы.

Одной из таких мер, как считает Минфин, может быть заключение контракта на поставку фискального накопителя (основного технологического компонента онлайн-касс) в целях модернизации действующей ККТ. При этом, торговое предприятие, как считает ведомство, должно продолжать применение ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, и выдавать всем покупателям бумажные чеки.

Таким образом, с самой высокой вероятностью защищены от штрафов ФНС, с учетом указанной позиции Минфина, бизнесы, которые имеют ККТ старого образца и не успели их модернизировать к сроку начала обязательного применения онлайн-касс.

Но при анализе положений рассмотренного нами письма Минфина напрашиваются совершенно очевидные правовые аналогии, которые бы, вероятно, позволили говорить об аналогичном уровне защищенности от штрафов любых бизнесов, которые не сумели в срок запустить торговую инфраструктуру на базе онлайн-касс (в том числе «с нуля», в ходе модернизации, в процессе замены, ремонта, настройки ККТ).

Главное для них - иметь на руках документ, подтверждающий, что магазин сделал все от него зависящее для оснащения кассовой инфраструктуры работающими и соответствующими требованиям законодательства кассовыми машинами. Если онлайн-касса сломалась - это может быть договор на проведение ее ремонта, если она задерживается в пути - документ об осуществлении предоплаты на ее поставку.

В принципе, позицию Минфина можно подвести и под ситуацию, когда фирма, освобожденная от применения ККТ, обязана выдавать клиентам бланки строгой отчетности, но не может, поскольку они закончились, и к моменту расчетов не прибыли из типографии.

  1. Не сможет задействовать онлайн-кассу из-за отключения электричества (интернета).

Здесь все сложнее. В самом общем случае следует придерживаться рекомендации: нет электричества (в данном случае - возможно, еще и интернета) - нет торговли. Если продавцы все же осуществят отпуск товаров, то ФНС будет иметь полное право применить к магазину рассмотренные нами выше санкции.

Однако, как показывает правоприменительная практика, в ряде сценариев владельцы торговых бизнесов вправе ожидать, что в отношении них инспекторы проявят лояльность и не будут штрафовать. Это возможно, если, к примеру:

  1. Электричество или интернет отключили прямо в момент расчетов магазина с покупателем. В этом случае правомерно говорить о форс-мажорных обстоятельствах, которые в общем случае освобождают участника правоотношений от ответственности не только в контексте но и, в принципе, любого другого нормативного акта.
  1. Расчеты с покупателями было весьма желательно произвести по причине большой очереди на кассах, которая сформировалась к моменту отключения электричества. И магазин решил нарушить закон, отпустив товар без ККТ.

При наличии от инспекторов замечаний по данному поводу магазин может аргументировать свои действия тем, что остановка торговли (особенно, если люди пришли в редкий сельский магазин в летнюю жару за напитками) в таких случаях может привести к крайне неприятным социальным последствиям и вряд ли ограничится простым недовольством покупателей.

  1. Перебои с электричеством и интернетом наблюдаются не только в магазине, но и во всем районе, а то и городе. В этом случае отказ всех торговых точек от продажи - хотя бы самых необходимых товаров (о них в КоАП РФ ничего не сказано, и их отпуск без ККТ так же штрафуется), может быть попросту неразумным - тут даже особых аргументов для ФНС может и не понадобиться.

Конечно, не исключено, что свою правоту магазину, решившему продолжить торговлю в подобных ситуациях, может потребоваться доказывать в суде. Но, если рассматривать указанные сценарии в чистом виде, то налоговики, как правило, не склонны провоцировать налогоплательщиков на судебные разбирательства. А если все же такое провоцирование будет иметь место - у магазина есть все шансы отстоять свою правоту в суде.

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важнейшую роль играет правоприменительная практика. Тот факт, что на уровне федерального законодательства в отношении налогоплательщиков предусмотрены строгие санкции, безусловно, должен браться в расчет и быть ориентиром при планировании торговли. Но если торговое предприятие нарушает закон вынужденно, то шансы на то, чтобы таких санкций избежать, у него есть.

Наличие у предприятия действующей онлайн-кассы - один из факторов, влияющих на успешность прохождения фирмой налоговой проверки по иным основаниям. ФНС России в письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (содержащем методические рекомендации по налоговым проверкам для региональных представительств ведомства) указывает, что проверка ККТ хозяйствующего субъекта может выявить важные обстоятельства при определении нарушений в деятельности бизнеса. Из этого можно сделать вывод, что обеспечение правильной работы ККТ может сыграть положительную роль во взаимодействии магазина и ФНС даже вне контекста применения инспекторами санкций, предусмотренных КоАП РФ при нарушениях применения магазином онлайн-касс.

Резюме

Бизнесы, принимающие оплату от покупателей — физлиц, с 1 июля 2017 года должны пробивать чеки на онлайн-кассах - если для них законом не установлены постоянные или временные исключения. При неприменении онлайн-кассы (невыдаче документов, заменяющих кассовый чек), использовании ККТ старого образца либо тех кассовых машин, что применяются с нарушением порядка, установленного законом, к торговой фирме могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные положениями ст. 14.5 КоАП РФ.

Если работающей и зарегистрированной в порядке, установленном законом, онлайн-кассы у магазина нет, то к моменту проверки ФНС его представителю нужно будет обзавестись документами, удостоверяющими тот факт, что магазин сделал все от него зависящее для выполнения требований законодательства в части оснащения ККТ. Например:

  • договором на поставку онлайн-касс (фискальных регистраторов для их модернизации);
  • документами о приемке онлайн-касс и теми, что подтверждают вызов специалистов для их настройки (это могут быть, к примеру, квитанции о внесении предоплаты за услуги данных специалистов);
  • документами, подтверждающими заказ БСО (если фирма должна вместо применения ККТ выдавать данные бланки клиентам).

При условии следования торговым предприятиям такому подходу штрафа с высокой вероятностью удастся избежать.

Если использовать онлайн-кассы магазину не удается по причине форс-мажорных обстоятельств или же тех, которые предопределяют нежелательность их неприменения, то владелец бизнеса вправе рассчитывать на то, что контролирующие органы проявят к нему лояльность. Либо - рассчитывать на разрешение ситуации в суде в свою пользу.

Видео — руководитель ФНС РФ поясняет при каких условиях налоговая не будет штрафовать предпринимателей в переходный период:

17 миллионов электронных чеков, успешно переданных в ходе прошедшего несколько лет назад эксперимента с облачными кассами, укрепили налоговиков в решении внедрить их повсеместно. С 1 февраля 2017 года поставить на учет можно только кассы нового образца. С 31 марта применять онлайн-кассы обязана все розничные магазины и ларьки, где продаются слабоалкогольные напитки. А к 1 июля 2017 года должны быть обновлены все кассовые аппараты в стране.

Иными словами, c 1 июля 2017 года любые расчеты наличными и банковскими картами можно вести только через онлайн-кассы, которые оснащены фискальными накопителями и способны передавать данные налоговикам. Модернизация системы кассовых расчетов затрагивает практически все сферы: розничную торговлю, общепит, фармацевтику, туризм, медицинские услуги. Не сделали исключения и для интернет-магазинов: они обязаны применять ККТ (контрольно-кассовая техника - - Forbes ) и направлять чеки покупателям даже при расчетах через платежные системы, например, Webmoney, Qiwi или Яндекс-деньги.

Отсрочку на год, до 1 июля 2018 года, получили лишь вендинговые компании, индивидуальные предприниматели на «вмененке» и на патенте, а также те, кто оказывает бытовые услуги населению. С этой же даты обязаны обзавестись новыми кассами организации, которые сейчас применяют бланки строгой отчетности (к примеру, продают авиа- и железнодорожные билеты).

Бизнес пугают расходы, но предприниматели, похоже, смирились с неизбежным. Другое дело, что из тех, кто обязан работать по-новому, пока полностью готовы к работе по новым требованиям не более 10%. Причем на долю малого и среднего бизнеса приходится не более 4%. Что же они должны сделать?

Прежде всего, иметь онлайн-кассу, соответствующую новым требованиям Закона № 54-ФЗ.

Она должна:

  • быть оборудована фискальным накопителем (вместо ЭКЛЗ);
  • иметь возможность подключения к интернету;
  • отправлять информацию о расчетах с покупателями оператору фискальных данных для последующей передачи в налоговую инспекцию,
  • печатать чеки с детальными реквизитами (наименование товаров или услуг и выполненных работ, ставка и сумма НДС и другие);
  • печатать QR-код на чеке для поиска документа покупателем через мобильное приложение «Проверка чеков», выпущенное ФНС.

Как адаптируется бизнес

Как только в сентябре 2016 года в реестре ФНС появились первые операторы фискальных данных, активизировались крупные ритейреры. Несмотря на то, что им приходится перестраивать отлаженные бизнес-процессы, справляются они довольно успешно. Так, в группе «Дикси» уверены, что закончат переход на онлайн-кассы к 1 июля. Сибирская сеть «Мария Ра» провела пилотный проект в ноябре прошлого года и теперь по накатанной схеме ежемесячно переводит в онлайн 400-500 касс.

Малый бизнес в силу обычной инертности и недостатка информации осознал необходимость перемен ближе к декабрю 2016 года, поэтому сейчас переходит к онлайн-кассам ускоренными темпами. Но из-за дефицита оборудования (на рынке сейчас около 20% от необходимого) компаниям иной раз приходится заключать договора отсрочкой на полтора-два месяца. На учете в ФНС уже числится около 60 000 кассовых аппаратов, соответствующих новым требованиям. Общее же количество кассовых аппаратов в стране около 2 млн штук.

Ощущается острая нехватка комплектов для модернизации касс и фискальных накопителей. Цены на них недобросовестные продавцы уже взвинтили в полтора-два раза от изначальных 6 000 рублей. Так, торговая сеть «Красный Яр» (Красноярский край) планировала модернизировать по 100 касс в месяц, но из-за дефицита пока оснастила новой техникой только 6 торговых точек. Фискальные накопители подорожали в регионе до 10 тысяч рублей и покупать их по старой цене в 6 000-7 000 рублей ритейлеру удается только благодаря большому объему закупок.

Малому бизнесу рассчитывать на скидки не приходится. И главным остается финансовый вопрос. По самым скромным подсчетам, чтобы соответствовать требованиям закона, придется потратить 35 000-40 000 рублей.

За новую кассу и подключение к оператору фискальных данных Светлана, хозяйка маленького пивного магазина из Северска, Челябинской области, уже заплатила 35 000 рублей. В месяц магазину удается заработать 20 000-30 000 рублей, чтобы купить оборудование ей пришлось влезть в долги и взять кредит. «Новые правила сложны и обременительны, — делится Светлана — Мы привыкли к простым кассам, если в новом оборудовании случится сбой, работа встанет. Сейчас интернет у нас от провайдера телефонной связи, но если и здесь начнутся проблемы, то придется проводить интернет в магазин, прокладывать отдельный кабель. Очень надеемся, что государство не обманет с вычетом».

Санкции за работу без онлайн-кассы

Штрафы за применение касс старого образца введены с 1 февраля 2017 года. Должностным лицам и предпринимателям грозит штраф от 1 500 до 3 000 рублей. Организациям, вовремя не сменившим технику — от 5 000 до 10 000. Если покупка оплачена в обход кассы, размер санкции зависит от суммы такой покупки. Для должностных лиц — от ¼ до ½ суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей. Для юридических лиц — от ¾ до 1, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). За чек, не отправленный в электронной форме, контролеры могут оштрафовать ИП или должностное лицо организации на 2 000 рублей. Для организаций штраф составляет 10 000 рублей.

Будут ли налоговики ограничиваться предупреждениями в течение какого-то условного переходного периода или сразу начнут штрафовать, сказать сложно. В устных разъяснениях контролеры настаивают на выполнении закона «здесь и сейчас». Цель государства прозрачна - вывести из тени обороты торговли. Правительство планирует дополнительно получать в бюджет до 200 млрд рублей ежегодно, поэтому рассчитывать на снисходительность не стоит.

Утешением малому бизнесу могут послужить очевидные выгоды от онлайн-касс, пусть даже отложенные, как всегда бывает при автоматизации. Кассу можно зарегистрировать самостоятельно через сайт ФНС, обойтись без визита в инспекцию. Менять фискальный накопитель достаточно раз в три года. Заметно снизится объем документооборота, прежде необходимого при работе с ККТ. Если чек потеряется, то подтверждение операции всегда имеется в электронном виде.

Товароучетные системы помогут не только печатать номенклатуру товаров в чеке - это одно из требований закона - но и контролировать остатки, и своевременно заказывать новый товар. В сервисах операторов фискальных данных имеются новые инструменты для анализа. Например, онлайн-мониторинг поступлений и возврата товаров в целом по организации, по всем ее торговым точкам и кассам.

Насколько все вышеописанное сможет компенсировать расходы на внедрение онлайн-касс — покажет будущее.

Лучшие статьи по теме