Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Другие модели
  • Изготовление музыкальной шкатулки своими руками. Как я сделал музыкальную шкатулку.

Изготовление музыкальной шкатулки своими руками. Как я сделал музыкальную шкатулку.

Речь пойдет об устройстве очень простом в изготовлении (даже для начинающего электронщика-любителя), но при этом крайне интересном и полезном - электронной «музыкальной шкатулке». Также, в качестве примера, я покажу и расскажу об одном из возможных воплощений и применений этого девайса - про последний сделанный на его основе подарок своей девушке.

История создания

Тут будет много букв, относящихся к делу достаточно косвенно, и если хотите,

Началось все очень давно, несколько лет назад, когда я захотел сделать девушке какой-нибудь интересный, оригинальный и запоминающийся подарок на день рождения. И обязательно своими руками. Времени до праздника оставалось совсем немного, два дня, за которые надо было что-то придумать и, собственно, реализовать. День ушел на раздумья - в голове крутились сотни разнообразных вариантов, от всевозможных светодиодных «мигалок»-сердечек, до разных электро-механических поделок. Но все это было не то: или слишком просто и избито, или наоборот, достаточно сложно (а времени-то уже совсем-совсем не остается!). Внезапно мне пришла в голову простая, но замечательная, как потом выяснилось, идея: почему бы не сделать музыкальную открытку? Причем не простую, а с «фишкой», с оригинальной мелодией. Тем более, у нас была «своя песня», под которую мы познакомились и которая вызывала у нас всевозможные приятные романтические воспоминания и переживания.
Так появился на свет самый первый вариант «музыкальной шкатулки», прародитель, так сказать. Очень простой, собранный на скорую руку навесным монтажом из PIC12F675, пьезодинамика, фотодиода, пары резисторов, трехвольтового элемента 2016 и упакованный в нарисованную в фотошопе открытку. Открытка эта в результате умела при раскрывании (и попадании света на фотодиод) пропискивать прямоугольником ту самую мелодию. Вот так вот незатейливо и просто.
Но идея оказалась архиуспешна, во много раз больше, чем я ожидал. В последствии я сделал еще несколько таких простых открыток по просьбе своих знакомых, для их вторых половинок. И в каждом случае такой подарок вызывал массу эмоций как у самих одаряемых, так и у их родителей, подруг и знакомых:)
Прошло достаточно много времени, все закрутилось, проект подзабылся. Но так получилось, что я снова вспомнил про музыкальную шкатулку. На сей раз это должен был быть подарок на 8 марта. В то время я активно изучал микроконтроллеры Atmel, в частности игрался с ATtiny45, и под это дело решил музыкальный модуль усовершенствовать. Тем более, на этот раз времени было много. Тут то все и началось.
Выискивая разную информацию на просторах интернета я наткнулся на широко известный в узких кругах сайт мистера Чана . А конкретнее, на одну из его конструкций, миниатюрный синтезатор , как раз на любимом МК:) Некоторое время назад я уже почти закончил четырехканальный синтезатор на PIC18, но, увы, наработки в сердцах уничтожил (о чем еще не раз потом пожалел). А конструкция Чана была вполне самодостаточной и законченной. Оставалось добавить к ней только «спусковой механизм» и вперед!
Я немного допилил код, и спусковой механизм был готов. Но дальше все оказалось несколько менее радужно. Основная проблема конструкции была в том, что она слишком тихо звучала. Как я ни пытался, при прямом приводе динамика от пинов МК получалось тихо и все тут! В результате, было принято волевое решение добавить усилитель мощности. Выбор пал на наличествующий тогда в Терраэлектронике LM4900. Опять же, пришлось внести еще некоторые изменения в код мистера Чана, чтобы синтезатор правильно работал с внешним усилителем - сделать управление ногой энергосбережения, чтобы усилок не кушал батарейку при простое и перенастроить ШИМ для правильного вывода сигнала с одного пина. После этих изменений прототип заработал просто идеально. Тогда же я нарисовал первый вариант платы (в который, как потом выяснилось, закрался косяк:) и собрал музыкальную шкатулку по-человечески. Далее, все по проторенной дорожке - самодельная открытка, установка модуля и дарение-вручение.
Конечно, это устройство было на несколько голов выше предыдущих - очень реалистичное звучание «настоящей» шкатулки и полифония давали о себе знать:) Подарок, как и в прошлые разы, еще давно, вызвал фурор. И я также собрал друзьям около десятка таких модулей.

Теперь о самом устройстве

Текущая версия модуля, третья по счету, содержит в себе еще несколько изменений и одно интересное нововведение - светомузыкальный канал , к которому можно подключить, например, светодиод. Но обо всем по порядку.
Начнем со схемы, она очень простая:



Сердце ее - микроконтроллер ATtiny45/85 . Он занимается, собственно, синтезом музыки, управляет светомузыкальным каналом и энергосбережением усилителя. Второй по значимости элемент - звуковой усилитель мощности TPA301D . К усилителю подключен динамик , который находится за пределами модуля. Еще есть транзистор BC847 , управляющий светомузыкальным каналом и несколько пассивных элементов - резисторов и конденсаторов . Питается все это от 2-3 щелочных элементов (например, AAA), находящихся во внешнем батарейном блоке (самом обычном, китайском). Как видите, схема действительно элементарна.
Принцип работы схемы
Большинство времени устройство находится в «спящем режиме». МК засыпает по команде прошивки сразу после включения, предварительно «усыпляя» и усилитель, устанавливая на его ноге «SHUTDOWN» высокий уровень (путем подключения слабой подтяжки ноги «PB0» к «+» питания внутри МК). Просыпается МК по прерыванию c ноги «PB2/INT0» . Изначально нога тоже подтянута к «+» питания внутри МК и ее надо замкнуть на землю.
С ножки «PB1/OC1A» МК звуковой ШИМ сигнал, дабы отфильтровать его от несущей, проходит через простейший RC-фильтр второго порядка (R2-C3 ), который должен быть рассчитан (а в нашем случае может быть и просто «прикинут») на частоту среза, много меньшую (раз в десять) несущей частоты. А отфильтрованный сигнал, через блокировочный конденсатор C2 , уже поступает на вход усилителя.
МК управляет и дополнительным, светомузыкальным каналом. Для этого используется npn-транзистор Q1 в ключевом режиме, база которого подключена к ноге МК «PB4/OC1B» через токоограничивающий резистор R1 . В цепи коллектора тоже может стоять ограничивающий резистор (R3 ) - не будет лишним. Транзистор также управляется ШИМ сигналом. Все выполнено очень просто - в лучших традициях «мигания» светодиодами с «ардуины»:)
По питанию стоит развязочный тантал (С1 ), простейший обвес усилителя, выполняющий как роль развязки (С4 ), так и регулировки коэфициента усиления (громкости), в общем-то, подсмотрен в даташите на усилитель. При необходимости, КУ может быть достаточно точно рассчитан по самой обыкновенной для ОУ методике соотношения сопротивлений входного резистора R4 и резистора обратной связи R5 , так как громкость бывает полезно подкорректировать под конкретно взятый динамик или конструкцию.
Печатная плата
Проста до безобразия, нарисована в DipTrace:



Это уже третья версия, в которой учтены все предыдущие недочеты.
Плата рассчитана под поверхностный монтаж и односторонняя, что сильно упрощает процесс ее домашнего изготовления. Можно применить любой способ: лазерно-утюжный, фотоспособ или даже нарисовать дорожки маркером (на любителя, конечно).
Все элементы - 0805 (включая «нулевые» перемычки), тантал - A или B, транзистор в SOT23 и МК с усилителем в SO-8. Все «периферийные» компоненты - батарейный блок, динамик, светодиоды и кнопка (фоторезистор, геркон) подпаиваются к соответствующим «кружочкам» на плате. Вот и все.
Программная часть

Немного о синтезе звука

О способе синтеза, используемом в девайсе, доходчиво можно почитать в оригинале у мистера Чана . Можно еще загуглить «wavetable synthesis». Если же вы не владеете языком, то вкратце, в памяти МК хранится звуковой сэмпл (отдельно взятый звук), т.н. «wavetable» , который в нашем простейшем случае условно делится на две логические части, в целом образующие «envelope» - «attack» , начало каждого нового звука, и «sustain» , выдержку, постоянно зацикленный на протяжении звучания ноты фрагмент. Есть еще «decay» , «дозвучка», часть, которая звучит после снятия ноты. У нас она реализована просто путем постепенного затухания звучания «sustain"а». В МК работает таймер, который с определенной частотой вызывает прерывание, где в соответствии с текущим положением по «envelope» и высотой звучания ноты выбирается нужное значение из памяти сэмпла. Причем, таким образом можно синтезировать сразу несколько каналов (то есть нот) одновременно, все зависит только от вычислительной мощности МК и частоты дискретизации (качества звучания). Дальше эти значения смешиваются и отправляются «на выход» (у нас - в регистр управления ШИМ). Все это безобразие, как я уже упоминал выше, называется «Wavetable synthesis» или «таблично-волновой синтез».


Ядро синтеза мистера Чана осталось практически неизменным. Немного поменял только метод вывода ШИМ, ввиду отказа от «прямого привода» динамика с МК. Добавил «спусковой механизм», управление энергосбережением МК и усилителя, а также написал код управления светомузыкальным каналом, который работает таким образом: по специальному событию из партитуры в нужных местах «зажигает» светодиод, и затем плавно его «гасит». Ну и «портировал» (сильно, конечно, сказано) код в Студию, для удобства.
Код написан на AVR ассемблере и состоит из нескольких файлов: «mbox.asm» - собственно, сама программа; «notes_pitch.inc» - указание соответствий мнемонических названий нот, используемых в партитуре, коэффициентам приращения позиции указателя в сэмпле (то бишь, в результате, высоте тона); «wavetable.inc» - данные сэмпла («таблицу») и кривую затухания «decay»; а «score.inc» , как вы уже наверное догадались по названию, содержит партитуру исполняемого произведения, «ноты».
Изначально, в «wavetable.inc» самим Чаном «забит» звук шкатулки. Но при необходимости и желании его можно изменить на любой другой, используя вспомогательный скрипт «wav2asm.pl» , или же просто руками.
Сложнее же дело обстояло с партитурой. Изначально предполагалось писать их вручную, что, несомненно, доставит массу удовольствия человекам-мазохистам, особенно если партитура совсем непростая.
Для человека, собирающегося использовать свою партитуру и, предположительно, по этому поводу хоть сколь-нибудь знакомому с музыкой и нотной грамотой, проще было бы нарисовать партитуру в любом доступном нотном редакторе и каким-то образом использовать ее. Для этого я написал специальную программку-конвертер , которая принимает «на вход» миди-файл формата 0, а «на выходе» отдает готовый файл «score.inc». Она же может самостоятельно расставлять события зажигания светодиода для всех встречающихся в первом канале нот, то есть, если мелодию изначально логически отделить от аккомпанемента и вынести в первый канал миди-файла, то мы получим партитуру, которая будет зажигать светодиод в такт с мелодией, если захотим и поставим галку. На самом деле, это, пожалуй, один из самых красивых вариантов работы дополнительного канала.
Еще программа умеет транспонировать результирующую партитуру на одну или две октавы вверх/вниз, что в определенных случаях может сильно облегчить работу по написанию партитуры.
Интерфейс программки выглядит просто, понятно и незатейливо, а исходники на Delphi прилагаются в комплекте:

К стати, как мне подсказали в свое время (почему-то я об этом совсем не подумал), в интернете есть куча ресурсов, откуда можно взять уже готовые мидишки с желаемыми мелодиями. Их нужно будет лишь немного доработать для использования в моем конвертере. А некоторые, возможно, даже и не придется дорабатывать.

Что еще может понадобиться?
Допустим, вы купили/достали все необходимые компоненты, тем или иным образом изготовили плату или, как вариант, просто спаяли все навесным монтажом. Что понадобится еще? Понадобится программатор. Если вы уже имели или имеете дело с AVR, то у вас он, скорее всего, уже есть. А так, подойдет, например, «USBasp» в сотнях воплощений или любой другой . Здесь нет ничего сверхъестественного. В архиве со всем-всем есть уже скомпилированный бинарник, который можно сразу заливать в контроллер и использовать, если нет намерений что-то править и пересобирать.

Применение

А теперь, как и обещал, расскажу и покажу одно из сотни возможных применений модуля, музыкальную розу Кавасаки.
Роза Кавасаки , один из шедевров оригами, вообще отдельная большая тема, ознакомиться с которой в полной мере можно на просторах интернета.
Конструктивно же, сама вещица выполнена из двух частей:
Первая, роза , сложена из цветного листа бумаги и приклеена на скрученный стебелек с листиками (тоже сложенными из цветной бумажки). Внутри стебля проходит толстая медная проволока (для прочности) а в самом низу спрятан небольшой неодимовый магнитик.
Вторая часть, ваза , выкроена и склеена из толстого белого картона. Внутри нее установлен сам модуль, динамик (приклеенный на резонирующий объем, заполненный ватой), сверхъяркие белые широкоугольные светодиоды, заматованные мелкой наждачкой и батарейный блок, закрепленный снизу вазы для удобства доступа к батарейкам. Ну и, конечно же, геркон - «спусковой механизм», работающий в паре с магнитиком в стебле. Он установлен таким образом, что модуль активируется при вынимании розы из вазы.
Схематично это выглядит примерно так:

А вот пара фотографий прототипа:

И видео работы. На видео играет композиция «Нежность», которую я переложил для шкатулки, и которая включена в архив как исходником (набирал в Sibelius) и мидишкой, так и готовой сгенерированной партитурой:

Как водится, дает о себе знать вечная моя проблема с нормальным звуком в видео. Тысяча извинений. Если интересно послушать в нормальном качестве как звучит конструкция, то можете скачать эмпэтришку вот отсюда .
Это - лишь одно из возможных применений конструкции. Как вы используете свой модуль будет зависеть от вашей фантазии;)
Мне остается только пожелать вам успехов в этом нелегком творческом деле.
Дарите радость своим близким и любимым!

Дисклеймер и благодарности:)

P.S. Это мой первый пост здесь, так что, пожалуйста, сильно не пинайте, если в чем-то или как-то я оказался не прав.
P.P.S. Данный материал частично и в разрозненном виде я уже публиковал у себя в ЖЖ, более для себя, подметить какие-то моменты и оставить памятку, но так как устройство оказалось очень интересным и успешным, и уже несколько модификаций этого девайса в почти паре десятков воплощений с лихвой выполнили (и продолжают выполнять) свое предназначение - радуют слух и глаз девушек - то я решил рассказать о нем и вам. Добавить метки

Ну из-за чего бы еще я захотела купить музыкальную шкатулку? Тут увидела отзыв, там увидела механизм - пазл сошелся и вот она у меня на столе в симпатичной коробочке.

На Алиэкспрессе можно было купить уже готовую конструкцию, но тут проснулась жаба и начала меня душить. Отдавать больше, чем 3 у.е. за музыкальную шкатулочку? Если только она будет из золота с бриллиантами (ну ладно, фианитами )...

Решено было купить музыкальный механизм и самостоятельно сделать коробочку.

Стоимость на момент покупки: 2.9 у.е.

Время заказа: 02 декабря 2014г. Заказ завершён: 26 декабря 2014г.

Упакован механизм был так, что я подумала сначала, что продавец ошибся и отправил мне музыкальную шкатулку уже в каком-нибудь корпусе. Но когда я развернула пакет, оказалось, что основной объем составляет упаковочный материал. Для чего? ВНИМАНИЕ: чтобы не помялась картонная коробочка с бантиком.

Сам механизм металлический - ему вряд ли что-то будет, даже если на него наступить. Даже выпирающая часть рукоятки очень прочная.

Все предельно просто. Берем механизм, подбираем или мастерим сами коробочку, устанавливаем механизм в коробочку болтами... СТОП! А где же обещанные болтики?

Про болтики я вспомнила спустя неделю, когда снова полезла смотреть описание товара продавца. У него на фотографиях механизм с 3 болтами для крепления, а мне пришло без них. Где мои болтики???



Пришлось лепить на двусторонний скотч ко дну коробочки. А т.к. у мужа был период под названием: "Что бы еще такого склеить двухфазным клеем? ", то механизм был посажен для надежности на него. Клея осталось много? Не беда... сейчас мы заклеим коробочку наглухо!

На мой вопрос: "Зачем заклеил саму коробочку? " ответа не последовало, муж только плечами пожал и улыбнулся. Пришлось томно вздохнуть, покачать головой и опробовать механизм в действии в новом корпусе от старых часов Ракета.

В коробочке пришлось проделать отверстие для ручки. С этой задачей легко справился китайский Дремель (отзыв будет ). Но зачем мужу понадобилось делать второе отверстие - снова осталось загадкой. Звучание было точно таким же и без него.

ОПИСАНИЕ.

Механизм и корпус металлические за исключением пластиковых шестерней и внутреннего барабана. Ручка вращается в обе стороны, но звучание дает только правильное направление.

Размер механизма 4.4 х 3.4 х 2 см + вращающаяся ручка.



У ручки наконечник подвижный для удобства вращения.

Продавец отправлял заказ в случайном порядке и из 6 мелодий мне достался барабан 002B с музыкой - "Финал Лебединого озера".

Есть вероятность того, что можно продавца попросить прислать конкретный барабан, но для этого необходимо знать все их номера и звучания. Я осталась довольна выбором продавца.

Звучание громкое будет в том случае, если механизм установлен на твердую поверхность. В коробочке звук усиливается вдвое. Если музыкальную шкатулку крутить на кухне, то ее будет слышно даже в комнате.

Мелодия приятная, привирание заметила только одно в конце, но может быть так и надо. Чем быстрее крутишь рукоятку, тем быстрее играет мелодия и наоборот: чем медленнее крутишь - тем медленнее вращается барабан.



ДЛЯ РЕБЕНКА.

Покупала механизм из разных соображений:

  1. Захотелось.
  2. Развитие ребенка.

Что может развить механизм музыкальной шкатулки у ребенка:

  • Логику и сообразительность - куда и как вращать, чтобы зазвучала мелодия.
  • Слух - приятные мелодии с правильными нотами.
  • Чувство прекрасного - Лебединое озеро и музыка из него - это классика.
  • Мелкую моторику - рукоятка маленькая и держать ее нужно пальчиками крепко.
  • Чувство такта (ритма) - вращая быстрее или медленнее задается темп.
  • Фантазию, воображение - если делать корпус вместе.

ВЫВОД.

Механизмом я осталась довольна и ребенку музыкальная шкатулка понравилась. Потраченные деньги не жалко. Была идея сделать музыкальную шкатулку в стиле оформления макаронными изделиями и крупами, кофейными зернами, квиллингом или аппликациями...

Когда утихомирила свою разбушевавшуюся фантазию, я поняла, что ребенок не даст долго прожить оформлению и самым разумным вариантом музыкальной шкатулки будет как раз наглухо заклеенная квадратная коробочка от часов.

Желаю Вам удачных покупок!

AliExpress - оптовый интернет-гипермаркет. Тонкости Али, его плюсы и минусы, наши нескончаемые заказы (аксессуары, микросхемы, техника, игрушки, для себя любимой и др.) в фото-репортаже от шопоголика.

Оплачивать покупки на Али

Мастер предлагает вам сделать своими руками музыкальную шкатулку. Купить именно такую вещь невозможно, надеюсь после публикации в Китае появятся такие шкатулки по приемлемой цене. Сделать шкатулку несложно и предлагаемая инструкция здорово поможет в работе. Шкатулка хоть и музыкальная, но сделана она для хранения «драгоценностей». Музыкальный механизм совершенно не занимает пространство для хранения.

Как сделать музыкальную шкатулку своими руками

Обычно музыкальная шкатулка это механический музыкальный инструмент, который который размещен в красивом футляре. В век электроники механический музыкальный механизм можно заменить соответствующей схемой. Шкатулка будет с электронной начинкой. При стрительстве этой музыкальной шкатулки ставилась задача потратить минимум времени и средств на эту затею. И сделать шкатулку так, чтобы в ней можно было хранить вещи и чтобы музыка начинала звучать только после полного открытия крышки шкатулки.

Для изготовления музыкальной шкатулки Секрет Мастера необходимы следующие комплектующие:

  • корпус шкатулки — сундучок, куплен готовый по цене чуть дороже 100 руб (все цены 2016 г) на Алиэкспресс, вот ссылка ;
  • музыкальный модуль, так как подарок готовился на Новый Год, то куплен был модуль с новогодними мелодиями. Цена на Алиэкспрес чуть больше 80 рублей за 10 штук, ссылка ;
  • к модулю необходимо приобрести транзистор типа 8050, куплено за ~60 рублей 100 шт, ссылка ;
  • звуковой модуль (динамик), подойдет любой, даже от телефонов, наилучшее качество звука получилось от динамика давно сгоревшего MP3 плеера;
  • включатель — выключатель, автор применил переключатель от настенного телефона (куплен был за 25 руб (2014 год);
  • батарейный отсек подходящего размера для батарей общим напряжением 4,5 — 6 Вольт, автор извлек батарейный отсек (3 шт. формата ААА) от ненужного фонарика.

Шкатулка

Музыкальный модуль

Инструмент для сборки музыкальной шкатулки своими руками — паяльник, ножницы и термопистолет.

Пошаговая инструкция сборки музыкальной шкатулки

  • собирается музыкальный модуль — припаивается на плату транзистор 8050 (смотри схему);
  • к модулю припаиваются проводники для подключения динамика и подачи питания;
  • проводится испытание схемы на работоспособность (соблюдайте полярность при подаче питания);
  • вся электроника помещается в крышку сундучка, для этого батарейный отсек подрезается по длине;
  • детали схемы размещаются на батарейном отсеке и крепятся термоклеем (плата и динамик);
  • примеряется и приклеивается переключатель;
  • на шток переключателя накидывается петля для управления, петля делается из шнурка (автор применил кожаный ремешок), смотрите видео;
  • схема с батарейным отсеком при помощи термоклея устанавливается в крышку сундучка, смотрите фото;
  • свободный конец шнурка термоклеем фиксируется на внутренней стенке сундучка, шнурок должен ограничивать открытие крышки и одновременно управлять музыкальным модулем;
  • батарейный отсек в крышке прикрывается кусочком вырезанного ножницами картона черного цвета.

Речь пойдет про 30 Note Music Box Set и перфоленту.

Расскажу честно, как я готовлю ленты с музыкой, но местами в стиле "нарисуйте овал - дорисуйте сову".

Разметка на ленте:



горизонтальные полосы - это ноты, они периодически подписаны;

вертикальные - это ритмические доли, нужны для ровного звучания.

Как правило, дырки делаются на пересечениях, дырокол (идет в комплекте) под это же заточен.

Ноты в наличии не все - внизу пробелы, для басов в нижней октаве доступно всего 5 нот из 12, дальше тоже кое-что пропущено, на самом верху - опять же три нотки без полутонов между ними. Это ограничивает возможности, не каждая тема втиснется в эти рамки.

Длительность нот ничем не регулируется, каждая звучит до естественного затухания.

Скорость воспроизведения зависит только от скорости вращения, никакого стабилизатора, гидроусилителя руля и пр. Можно ускорить, можно остановиться, выдержать патетическую паузу и снова продолжить.

Громкость - тут всё как всегда, нижние ноты звучат тише, верхние громче. От скорости вращения громкость не зависит.

Повтор одной и той же ноты - пожалуй, главная беда этого механизма:

1. Он играет ноты, расположенные не ближе, чем через одно деление друг от друга. Если ближе - середину игнорирует напрочь.

2. Если близко повторять ноты в нижнем регистре, они глушат друг друга (хорошо слышно в аккомпанементе "Ромашек" с 00:43).

3. Если близко в верхнем регистре, раздается мерзкий звук, который воспринимается как скрип (слышно в Стинге, практически любая фраза "I"m an Englishman in New York"):



Это особенности конструктива, с которыми приходится считаться, лечение пока не найдено.

Иногда это можно обойти за счет темпа, т.е. растянуть мелодию в полтора-два раза, увеличить расстояние между дырками, крутить придется быстрее, зато скрипов поменьше. Да и чем быстрее крутишь, тем ровнее звучит.

Но тут тоже нюансы:

Сильнее шумит сам механизм, не противно, но слышно;

Начинает поскрипывать бумага от трения;

Если тема медленная, а ты крутишь остервенело, то диссонанс возникает, не соответствует одно другому;

Жаба. Жирная и зеленая. Когда вместо 2 метров тратится 4, а 50-метровый рулон стоит столько же, сколько сама шкатулка, да еще он в Китае... хочется сэкономить. Не на деньгах, так на времени, походы на почту России порой бывают затяжными.

Аккорды - другая проблема. Если набить много нот по одной вертикали, то лента начинает заедать при прокрутке, не хватает тяги валиков. До трех нот проблем нет, четыре - вероятность заедания где-то 10%, пять - 30%, дальше не проверял.

В роликах на ютубе это хорошо просматривается. По этой же причине у всех проблема с вставкой ленты перед началом, механим при этом пытается проиграть все 30 нот одновременно! Лечение - сделать старт диагональным.



Такие вот вводные, теперь попробуем сотворить музыку.

ГЛАВА 1

Всё начинается с поиска мелодии.

Я обычно делаю композиции двух типов: или снятые в "ноль" с передачей всех возможных нюансов, или аранжировки в других стилях, манерах и напрочь отличающиеся от оригинала.

Своей музыки не пишу, это отдельный талант и он крепко спит.

Поэтому перебираю в голове разные известные темы и прикидываю, как бы они легли на шкатулку.

Например, "Bobby Hebb - Sunny" - если бы делал, то точно по оригиналу, он великолепен. Но тут мелодия начинается с двух одинаковых нот, не сыграет шкатулка. Заменить их на две разные, но более-менее подходящие ноты - ерунда выходит, весь кайф песни пропадет. Жаль, но нет.

"Michael Jackson - Billie Jean" - так-так, близких повторов нот нет, даже басовый ход вроде вписывается, если тональность подобрать. Но вот проблемка - на шкатулке любая песня становится колыбельной, хоть поп, хоть панк, хоть что-то потяжелее. И грув весь пропадет. Не, можно поиздеваться, но чтобы так да над такой заводной песней... Пока пропускаем, может, потом когда-нибудь.

Что ещё приглянулось? Тема из к/ф "Игрушка" с Пьером Ришаром... Ну, может и пройдет. Аккопанемент один в один ляжет, во вступлении уж точно. Мелодия - ну, есть повторы, но тема быстрая, пропуски не так заметны. Бас... - тут да, проблемки есть, не хватает ноток кое-где, придется заменять или пропускать, может, что-то вместо этого сделать, свой вариант вставить. Ну, вроде подходит, нашли вариант. Делаем "в ноль" почти без выкрутасов.

ГЛАВА 2

Фортепиано. Садимся и начинаем снимать тему, если не знаем.



Плеер в уши на повторе и играем: басы, аккорды, гармонии, мелодия, проигрыши скрипок, в общем, всё, что может потенциально пригодиться.

Теперь начинаем "накладывать" её на возможности шкатулки.

В первую очередь подбираем тональность с учетом пропусков нот в механизме.

Примерно так:

До-минор (C-moll) - мимо, в басу нужны F, A#, D# (кто тут музыканты, не надо морщиться, знаю, это должны быть бемоли, но на ленте нарисованы диезы, может остальным тоже интересно увидеть, что нот не хватает).

Ре-минор (D-moll) - лучше, есть басы D, G, A, C, но дальше нет F, A# и E. Их либо придется кидать на октаву выше, либо заменять на что-то подходящее. Ну, допустим. Теперь мелодия - начнется с A1-F2, все нужные ноты в наличии, наверху достает максимум до A2. Проходит. Дальше: между басом и мелодией остается всего ничего, тесненько, аккорды запихнуть будет сложно либо вместо них будет по одной ноте. Ну, допустим, хотя хочется побольше нот и поплотнее звучание. Что еще? Ах да, выше A2 ничего не задействовано. Ну, кому как, а мне обидно. КПД не 100%, хочется включить все возможности механизма. Итого: тональность как бы подходит, но надо поискать, вдруг есть получше варианты.

Ми-минор (E-moll) - по басам почти хорошо. Начнется с E1, дальше все внизу есть, кроме F# и F#1, ну и ладно, заменим на A, это почти то же самое. Мелодия - все ок, начало B1-G2, ноты есть, верх B2. Бас в основном внизу, так что пространства в серединке побольше остается. Опять же вверху всего 3 ноты не задействованы, ну и ладно. Этот вариант однозначно лучше предыдущего. На всякий случай посмотрим дальше.

Фа-минор (F-moll) - ну не, вообще басов нет нужных.

Соль-минор (G-moll) - басам так же плохо, как в До-миноре.

Ля-минор (A-moll) - так... вообще, шкатулка под нее изначально спроектирована, поэтому почти все делается в ля. Ох, не люблю повторов, минус в карму этой тональности. Но продолжим. Бас - норм. Мелодия - ух ты, начинается с E2-C3 и доходит до крайней E3. Проходит по всем параметрам! И почти все ноты задействованы! Но тут нюансик: на моем экземпляре шкатулки верхняя E3 срабатывает не всегда, растрепался механизм со временем. Если делать только для записи, то ладно, сработает в итоге, а вот играть для себя и друзей - будут дыры вместо музыки. И опять же, надоевший ля-минор...

Лады, выбор между тональностями Ми и Ля отложим на потом. Пока начнем в Ми, если что не так, перекинем в Ля.

ГЛАВА 3

Cubase. Или любой другой секвенсор. Я использую Nuendo.

Создаем midi-трек, вешаем на него звук музыкальной шкатулки (например, VST-инструмент M-Box от Samsara Cycle Audio) и ставим транспонирование на +5. Это для того, чтобы и звучание совпадано с шкатулкой, и названия нот совпадали с разметкой ленты.



Подключаем цифровое пианино или синтезатор к компу и начинаем записывать нашу идею.

Подбираем удобный темп и пишем под клик. Это опять же затем, чтобы в итоге вертикальные полосы в дорожке и на ленте совпадали.

Что именно пишем? Сначала вступление бас-аккорды как в оригинале. Потом отдельно мелодию, пусть даже с повторяющимися нотами, с ними разберемся позже.

Потом под мелодию подкладываем бас и аккорды, следим, чтобы они не наползли на мелодию, слушаем результат, шлифуем, докручиваем.

Что-то вроде получается. Начинает самому нравиться? Значит, все верно делается.

Так, записали. Теперь контроль с учетом ограничений машинки.

Все ли использованные ноты есть на ней?

Есть повторяющиеся ноты в мелодии, не сыграет их машинка. Можно ли выкинуть одну на повторе так, чтобы в целом звучало не хуже? А первую или вторую? Или заменить на что-то другое? Ну, допустим первую выкинули.

Аккорды - сколько звуков одновременно? Так... тут 4, и опять 4, тут вообще 5. Стрёмно, заедать будет. Выкинем по одной, звучать будет попроще, зато четко.

Так... аккорды на мелодию чуть налезли, верхнюю нотку стащим на октаву вниз.... не, грузить стала, выкидываем её.

Ну, вроде все, на глаз проблем не видно, звучит красиво. Пора переносить на ленту.

ГЛАВА 4

Рисуем точки.

Да, так надо. Дырявить с экрана на ленту по белому нереально. Найти на глазок нужное пересечение по X и Y, когда подписи нот на расстоянии 30 см, а от прошлой ноты надо отсупить 8 делений, а потом закрыть намеченную точку дыроколом и опять найти ее в маленьком отверстии и при этом не ошибиться...

Шариковая ручка - наше всё.

Для удобного поиска нот отрезаем от ленты узкую полоску с разметкой.



Параллельно ещё раз уже на ленте проверяем, что не попадаем на ограничения. Что перенесли правильно, по линиям не промахнулись, по отступам все выдержали.

Упс... промазал... уже 5 точек подряд, шпаргалка сместилась на одну линию, всё не там, где надо. Ну ок, зачеркиваем точки, рисуем заново.

Так, первую часть темы нарисовали. Смотрим на размеченные полметра, вроде не слетели, повторы мелодии выглядят одинаково, ритм в норме. Ну ок, продолжаем.

ГЛАВА 5

Готова разметка! Любо-дорого и почти без помарок.

Дырокол, ну наконец-то! А то уже 3 дня с этим всем возишься, а ни послушать, ни увидеть.

С дыроколом все просто, механическая работа.

Главное: не перепутать дырки на самом дыроколе (их зачем-то две) и не продырявить перечеркнутую ошибочную точку (да-да, я слышал, что бывают карандаши, но у меня на кухне валяется только ручка. Да и не факт, что на ленте карандаш нормально нарисует, бумага немного ламинированная, блекло будет).

Теперь обратно переворачиваем и рисуем правильные точки. Опять дырявим. Ну да, внешне лишние дырки, но кто заметит?

Вроде всё.

Еще раз проигрываем...

А хорошо вышло, ей-ей, прямо как задумывалось!

Готово! +1 в коробку с лентами, счастье есть. Спать!

Вот вам и весь сказ, спасибо, что дочитали.

P.S.

Не выложу я видео с этой темой. Нет никакой готовой ленты, не делал. И готового midi-файла нет. Весь процесс прогнал мысленно и описал как сумел.

Лучшие статьи по теме