Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Технологическая культура ее сущность и содержание. Технологическая культура

Тема урока: Технологическая культура: ее сущность и содержание

Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Оснащение уроков: презентация, содержащим произведения искусства, памятники культуры, технические достижения человечества; учебник технологии (гл.1, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,

Ход уроков

1. Изложение нового материала

Уже с первого урока важно заинтересовать учащихся новым содержанием технологии. Познакомьте их со структурой учебника, содержанием. Школьники должны осознать важность и необходимость приведенных в учебнике сведений.

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить спроецированный на экран план изучения темы.

Вопросы для фронтальной вступительной беседы, приведенные в начале параграфа, помогут учащимся погрузиться в рассматриваемое содержание, сформировать мотивационную сторону его усвоения.

Выяснение понятие «культура» является первым этапом формирования термина «технологическая культура». Перед тем, как дать определение, необходимо выяснить, что учащиеся понимают под «культурой» вообще. Можно предположить, что этот вопрос вызовет у школьников определенные трудности, так как понятие «культура» многогранно и определений существует множество. Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм, учитель вводит понятие «культура». Перейдя к разбору схем учебника «Виды культуры» (с.7), можно предложить охарактеризовать каждый из ее видов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «технологическая культура». Важно заметить, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых ее шагов.

Логичным переходом может служить фронтальное выполнение заданий кроссворда, ответы на вопросы которого составят новое понятие «технология».

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

Ваше понимание «технологии»?

Назовите виды технологий?

Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для человечества?

Обычно вариантов ответов на эти вопросы у учащихся бывает множество, поэтому учитель должен быть всегда готов расширить, дополнить их содержание. Учителю необходимо указать на происхождение термина «технология», ввести новое понятие. Разбирая содержание схемы учебника (с.9), учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и привести примеры.

Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах предлагается описать технологию изготовления, например, валика (показ). Данную беседу учитель должен построить таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выявили необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс), на чем обрабатывать? Чем? Вводятся понятия «технологические машины», «технологические приспособления». Учитель делает вывод, опираясь на схему учебника (с.10).

Взаимовлияние рассматриваемых компонентов друг на друга учащиеся могут усвоить, работая по учебнику (с.11, рис. 1-2) и рассматривая приведенный экскурс в историю развития техники. Важно, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что каждой ступени развития общества соответствуют преобладающие способы производства.

Перечислим ряд вопросов, которые можно применять на данном этапе беседы:

Знаете ли вы, что такое катапульта, праща, водочерпательное колесо? Где они применялись?

Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.

Какие открытия и изобретения принадлежат Архимеду, Ньютону, Копернику?

Обобщая ответы учащихся, учитель вводит понятие «технологический уклад». Далее можно предложить учащимся самостоятельную работу с учебником (с.12-15, схема, рис. 3-7), заранее огласив вопрос:

Назовите технологические уклады и их основные технические достижения.

Демонстрация видеофильма и слайд-фильмов, устные выступления, подготовленные учащимися, могут служить завершающей частью данного этапа урока.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.19).

2. Практическая работа

Выполнить задания и упражнения

А) Расположить исторически сложившиеся типы универсальной культуры в правильном прядке:

Антропологическая (1), мифологическая (2), технологическая (3), космологическая (4).

Ответ: 2,4,1,3.

Б) Заполнить пустые графы таблицы «Основные научные открытия и изобретения в эпоху господства антропологической культуры (характерной для развитой природной цивилизации и охватывающей 2-ую половину 18, а также 19 и начало 20 веков)». Рекомендуется использование справочного, энциклопедического материала. Здесь приведена заполненная таблица, некоторые графы которой учитель при подготовке для учащихся оставляет незаполненными.

Годы

Открытия, изобретения

1729

Г. Стефан

Явление электропроводности

1733

Ш. Дюфе

Электричество

1738

А.К. Нартов

Станок с механическим суппортом

1748

М.В. Ломоносов

Закон сохранения и превращения энергии

1770

П. Дро

Первый робот «Пишущий мальчик»

1789

М.Г. Клапрот

Уран

1791

И.П. Кулибин

Самокатка

1799

А. Вольт

Гальванический элемент

1801

Е.А. Артамонов

Двхколесный велосипед

1802

В.В. Петров

Электрическая дуга

1826

Г. Ом

Закон Ома

1831

М.Фарадей

Электромагнитная индукция

1832

Н.И. Лобачевский

Новая неевклидовая геометрия

1832

И. Пикел

Генератор электрического тока

1834

Б.С. Якоби

Электродвигатель

1834

Е.А. и М.Е. Черепановы

Паровоз

1837

Я.Э. Пуркинье

Основы теории клетки

1859

Ч. Дарвин

Эволюционное учение

1860

Э. Лендар

Газовый двигатель внутреннего сгорания

1869

Д.И. Менделеев

Периодическая система элементов

1874

А.Н. Ладыгин

Электролампочка

1877

Т.А. Эдиссон

Фонограф

1881

А.Ф. Можайский

Летательный аппарат

1884

И.С. Костович

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания

1887

Г.Герц

Электромагнитные волны

1888

Ф.А. Блинов

Трактор

1891

Д.Добровольский

Трехфазный асинхронный двигатель

1895

А.С. Попов

Радио

1895

В.К. Рентген

Рентгеновский лучи

1896

А.А. Беккерель

Естественная активность

1898

В. Пауэльсон

Магнитная запись звука

1900

Т.А. Эдисон

Щелочной аккумулятор

1905

А. Энштейн

Теория относительности

1910

М. Кюри, А. Дебьер

Радиоактивность и радиоактивное излучение

1927

Д.Л. Берд

Запись изображения

Учащимся можно предложить заполнить аналогичную таблицу «Основные научные открытия и изобретения 20 века». Для активизации учащихся данное задание рекомендуется предложить в виде организации соревнования между 2-3 командами. Выигрывает та команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

3. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.

Введение

1. Технология как культурный феномен

1.1Становление и развитие технологической культуры

1.2Особенности технологической культуры

2. Мир техники в пространстве культуры

2.1Мир техники

2.2Предметная и исполнительская техника

2.3Техника и культура

2.4Функции техники

2.5Образ техники в культуре

2.6Противоречивость технического прогресса

3. Особенности научного знания

3.1Научная деятельность

3.2Социокультурные ориентиры науки. Истина и польза

3.3Автономия и социальный контроль

3.4Нейтрализм и социальная ответственность

3.5Отношение общества к науке. Образ науки

4. Происхождение и развитие инженерной культуры

4.2Функциональная структура инженерии

4.2.1Проектирование

4.2.2Изобретательство

4.2.3Конструирование

4.3Сфера современной инженерии

4.4Инженерия будущего

Заключение

Литература

Введение

Тема реферата «Технологическая культура» по дисциплине «Культурология».

Цель работы – ознакомится с понятием технологической культуры, а именно:

Технологией;

Миром техники в пространстве культуры;

Особенностями научного знания;

Происхождением и развитием инженерной культуры.


1. Технология как культурный феномен

Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой - условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности - ее механизмы и способы - в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей.

Понятие технологии используется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь в виду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводной сварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую все условия -средства, методы, процедуры - его осуществления («конвейерная технология», «технология машиностроения»); формы и способы использования техники; применение научных знаний в организации практической деятельности; научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов. Понимая под технологией организационную сторону любой человеческой деятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле.

1.1 Становление и развитие технологической культуры

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии.

Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.

С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры.

Технические знания долгое время - вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки.

Но параллельно с развитием техники и специальных технических знаний в истории культуры шел еще один процесс: развитие философского мышления.

В Новое время оба потока знаний - сложившееся в практической деятельности техническое знание и созревшая в лоне философии теоретическая наука - сблизились и переплелись друг с другом. В результате родилась наука в современном ее понимании.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной».

Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники - все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов - техники, науки и инженерии.

Вряд ли в наше время можно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима с невежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще. Существование технологической культуры как особой «ниши» культурного пространства - это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху, когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества.

1.2 Особенности технологической культуры

1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности.

2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер.

3. Она по отношению к духовной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль.

4. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности.

5. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности.

2. Мир техники в пространстве культуры

2.1 Мир техники

В современной научной литературе понятию техники стали придавать предельно общий смысл: под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Техника - это всегда артефакт, т. е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.

2.2 Предметная и исполнительская техника

К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техника, т. е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.

Мир природы - это царство слепых, стихийных сил. Мир техники - это царство разума. В нем все заранее рассчитано, предусмотрено, запланировано (хотя, конечно, возможны и просчеты, и непредвиденные явления).

Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.

Так, рука - это «мать» всех ручных орудий, образец, который в них копируется. Щипцы и тиски созданы по образу хватающей руки. Кулак превратился в молоток, указательный палец с острым ногтем - в бурав. Десять пальцев руки «проецировались» в десятеричную систему чисел. Фотокамера подобна глазу, а музыкальный орган устроен наподобие грудной клетки с легкими, из которых воздух выходит через гортань. Сеть коммуникаций - дорог, железнодорожных путей, пароходных линий, по которой распространяются по миру товары, нужные для существования человечества, - выполняет те же функции, что и кровеносная система организма. Компьютер работает по образцу человеческого мозга; микроэлектроника, перепробовав всевозможные материалы, выбрала в конце концов в качестве наиболее подходящего для интегральных схем кремний, - не осознавая, что биологическая эволюция задолго до этого сделала именно кремний исходным материалом органических тел.

Исходя из того, что с помощью техники совершается получение, хранение, перемещение, преобразование вещества, энергии и информации, различаются соответственно:

1) техника обработки материалов (в горном деле, металлургии, химическом производстве, машиностроении, легкой промышленности, земледелии и пр.),

2) энергетическая техника (в тепло-, гидро-, электро- и атомной энергетике, на транспорте, отопительная, холодильная и пр.),

3) информационная техника (контрольно-измерительная, демонстрационная, компьютерная, радио-, аудио- и киноаппаратура и пр.).

По функциональным характеристикам можно различать:

1) ручную технику, требующую от человека физических усилий,

2) механизмы, работа которых замещает физический труд человека,

3) автоматы - самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.

В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, ее подразделяют на:

1) промышленную,

2) сельскохозяйственную,

3) строительную,

4) полиграфическую,

5) транспортную,

7) управления,

9) медицинскую

10) спортивную,

11) учебную,

12) научную.

2.3 Техника и культура

С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, а следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.

С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Во-первых, она образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры, т. е. информационно-семиотической деятельности. В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации!

2.4 Функции техники

Главная функция техники - прагматическая: технические устройства и изделия создаются для практического использования. Но свойства технических устройств и изделий соответствуют определенным целям, способам, условиям их применения. Иначе говоря, в технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Поэтому наряду с прагматической техника выполняет и семиотическую функцию: ее можно рассматривать как семиотический код, как особый язык культуры, который, подобно вербальному языку, способен служить средством хранения и передачи информации. Можно сказать, что взятая в этом плане техника есть гигантский аккумулятор информации.

2.5 Образ техники в культуре

Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается.

В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума.

В религиозной культуре Средневековья техника предстала как одно из установленных по замыслу Бога условий человеческого бытия

Эпоха Возрождения дала мощный толчок развитию техники.

В духовной атмосфере западноевропейской культуры 19 века зарождается зловещий образ техники как враждебной людям силы.


2.6 Противоречивость технического прогресса

Чаще всего указываются следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.

1. Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества.

2. Технический прогресс превращает человека в раба техники.

3. Технический прогресс разрушает природную основу человеческого бытия.

4. Особую опасность представляет самоуничтожение человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой, обладающей колоссальной разрушительной мощью.

5. К этому добавляется и угроза самоотравления человечества в результате использования искусственно созданных заменителей природных продуктов и материалов, распространения гербицидов и прочей «химии».

Что же делать, чтобы избежать печальной участи, ожидающей человечество?

Для этого есть три пути:

Во-первых - развитие науки и инженерии.

Во-вторых - развитие духовной и социальной культуры.

В-третьих - совершенствование системы управления обществом.

3. Особенности научного знания

Чем же отличается научное знание от других видов знания? Его важнейшие отличительные черты таковы:

1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов.

2. Объективность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

3. Воспроизводимость и проверяемость.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания.

В любой науке существуют три основных вида знаний - об объектах, о проблемах, о методах.Первый вид - знание об объектах, которые в данной науке изучаются (объектное, или предметное знание). Предметом этого знания могут быть объекты разного типа - реальные, абстрактные, идеализированные.Знание о проблемах - второй вид научного знания.

Проблема - это вопрос или задача, подлежащие решению. Постановка проблемы предполагает существование чего-то неизвестного, непознанного. Но в то же время это «что-то» должно быть как-то определено, выделено, т. е. о нем должно быть какое-то предварительное знание. Таким образом, знание проблемы - знание особого рода: оно есть «знание о незнании».

3.1 Научная деятельность

технология инженерия наука

Главный вид деятельности в науке - это исследовательская деятельность, направленная на получение нового научного знания. Она носит творческий характер. К важнейшим специфическим нормам научной деятельности относится требование, чтобы результатом ее было не просто знание, обладающее указанными выше признаками научности, но к тому же еще обязательно новое знание. Если ученый в своей работе просто повторяет то, что уже известно из работ его предшественников, то его труд не признается научным (хотя он может быть полезен в учебных или популяризаторских целях).В научно-исследовательской деятельности используются специфические средства познания - научная терминология, приборы, инструменты, экспериментальные установки.

Существует профессиональная этика, определяющая взаимоотношения и действия ученых. Этика научной деятельности требует от ученого бескорыстного служения истине, самокритической оценки своей работы, ссылок на использованные им работы других ученых, внимательного отношения к доводам своих оппонентов в научных дискуссиях и т. д. Она категорически осуждает плагиат, фальсификацию наблюдений и экспериментальных данных, искажение или утаивание ученым сведений, противоречащих его взглядам. Тот, кто нарушает этические нормы научной деятельности, лишается доверия и уважения в сообществе ученых.

3.2 Социокультурные ориентиры науки. Истина и польза

Истинность открытий проверяется практикой, находит применение в жизни общества.

3.3 Автономия и социальный контроль

Общий вывод, к которому приводят тенденции развития современной культуры, состоит в том, что «само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности».

3.4 Нейтрализм и социальная ответственность

Принцип нейтрализма и состоит в убеждении, что проблемы науки необходимо отделять от проблем идеологии, религии, политики, этики.

3.5 Отношение общества к науке. Образ науки

В старину наука как умственное занятие («интеллектуальная игра») мудрецов-философов была чуждой и недоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли «ученые мужи», были далеки от практических, хозяйственных нужд народа. Поэтому не удивительно, что в культуре низших слоев населения вплоть до Нового времени «книжная» наука понималась как «господская блажь».

Век Просвещения внес в образ науки новые краски. Наука стала представляться как сила, способная улучшить жизнь общества.

В Х1Х-ХХ вв. престиж науки поднимается на невиданную прежде высоту. Милитаризация науки во время войны и послевоенной гонки вооружений, в особенности создание атомной бомбы, возбуждает волну тревоги по поводу растущего могущества науки. Осознание этих проблем ведет к раздвоению образа науки в глазах публики: наряду с восхищением и преклонением она вызывает недоверие и страх.

В противоположность сайентизму - представлению о необходимости и благотворности научного подхода к решению всех проблем жизни людей, в современной культуре приобретает растущее влияние антисайентизм - негативная оценка достижений науки и их последствий, сопряженная с утверждениями о ее антигуманности и необходимости ограничить ее развитие.

4. Происхождение и развитие инженерной культуры

Специфика деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель - не в том, чтобы получать или давать знание, как это делают, например, ученый, учитель, журналист, а в том, чтобы знание применять в каких-то практических целях, для внесения изменений в реальную действительность. Во-вторых, инженерная деятельность связана с решением технических задач практики. В-третьих, особенностью инженерной деятельности (в ее современной форме) является то, что она направлена на такие технические задачи, для решения которых требуются научные знания.

4.1 Основные стадии развития инженерного дела

Инженерия с древности до современности проходит три основные стадии. Эти стадии являются также уровнями развития инженерной культуры.

На первых порах в инженерии преобладает рецептурный, технологический аспект. Инженер выступает как знаток правил и приемов строительства, горного дела, машиностроения и т. д.

На второй стадии развивается и выдвигается на передний план предметный аспект инженерии. Ибо для обоснования своих методик инженеру нужно знать, что представляет собою тот или иной технический объект, как он устроен, из какого материала и каких частей он состоит, какие процессы в нем происходят.

Третья стадия развития инженерии связана с усилением и повышением значимости ее «человеческого» аспекта, отражающего взаимодействие техники с людьми. Переход к этой стадии обусловливается возрастающей технизацией жизни. В современных условиях инженеру особенно важно внимательно и безошибочно оценивать характер и степень воздействия создаваемой им техники на человека и общество.

И в искусстве, как в инженерии, центральное место занимает проектирование: подобно техническому проекту, художественное произведение есть проект выдуманной автором реальности. Техническое изобретательство имеет много общего с художественным творчеством. В нем также важнейшую роль играют эстетические мотивы - чувство формы, эмоциональная реакция на красивое, изящное решение технической проблемы.

Но вместе с тем между инженерией и искусством есть существенные различия. Творчество инженера протекает в условиях меньшей свободы, чем творчество художника: художник может строить любые, сколь угодно фантастические картины реальности, тогда как инженеру необходимо заботиться об осуществимости своих проектов.

Художественное произведение (если оно действительно художественное) есть само по себе ценность. Но продукт инженерной деятельности ценен постольку, поскольку он для чего-то нужен. Инженерия, в противоположность искусству, представляет собою прагматический аспект культуры.

4.2 Функциональная структура инженерии

4.2.1 Проектирование

Это одна из самых главных, если не главнейшая, функция инженерии. Она, как уже отмечалось, является и ее самой древней функцией, возникшей еще в первобытные времена. Эта функция, собственно говоря, и стала зародышевой «клеточкой», из которой начала развиваться инженерная культура.


4.2.2 Изобретательство

Введение новшеств в технику - функция, которую инженерия выполняет наряду с проектированием и в нем самом. Это столь же древняя функция, что и проектирование.

4.2.3 Конструирование

Оно направлено на то, чтобы сделать новое техническое изделие более надежным, более простым, более экономичным. На этом пути встречаются бесчисленные трудности, о которых изобретатель первоначально даже не думал.

4.3 Сфера современной инженерии

Исторически традиционная область инженерной культуры - это изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений. Инженер от возникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии. Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы ее традиционной сферы.

Одним из проявлений этой тенденции в современных условиях становится проектирование больших технических систем, охватывающее разнообразные вопросы их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника).

Очевидно, что системное проектирование разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов - геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией. Инженерия все больше становится средством решения проблем, встающих в разных областях практики.

К концу XX в. становятся привычными для нас и такие слова, как генная инженерия или зооинженерия. В сущности, наряду с традиционной механико-физико-химической инженерией возникла биоинженерия - новая область инженерной деятельности. В ней уже наметились два направления: с одной стороны, применение машинной техники и научно-инженерных методов в биологии; с другой - использование в промышленной технике принципов устройства и функционирования биологических организмов (бионика), а в ближайшем будущем, возможно, и биологических тканей. Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами.

Инженерия в наше время заняла важнейшее место в медицине. Фармацевтическая инженерия - обычное дело. В лечении глазных заболеваний применяется сложнейшая лазерная технология. Современная операционная - целая техническая лаборатория. Мало того - техника буквально входит внутрь человеческого тела: искусственные зубы, металлические кости, искусственные сердечные клапаны и электростимуляторы, искусственные волосы. Конструируемых инженерными методами протезов, заменяющих части тела и органы человека, становится все больше. Все это - область медицинской инженерии.

Инженерные методы, основанные на применении науки к практике, все больше пронизывают решение социально-политических задач.

Можно сделать вывод, что современная инженерная культура перестает быть связанной только с промышленным производством, как это было на протяжении ее предшествующей истории.


4.4 Инженерия будущего

Развитие инженерной культуры продолжается. В настоящее время «постклассическая» инженерная культура становится универсальной, применимой во всех сферах человеческой деятельности; она делает своей теоретической базой всю систему научного знания, включая гуманитарные и социальные науки.

Путь дальнейшей эволюции инженерии будет связан с тем, что она расширит свою теоретическую базу за пределы науки. Если в прошлом инженерия сначала опиралась на мифологию, а затем, пройдя период тесного союза с искусством, вступила в «законный брак» с наукой, то нет ничего невероятного в том, что она еще раз сменит ориентацию. Можно выдвинуть гипотезу, что она, не покидая почву науки, втянет в свою теоретическую базу философию.

Заключение

В процессе выполнения работы мы ознакомились с понятиями технологической культуры, миром техники, функциями техники, техническим прогрессом, научной деятельность, а также становлением и развитием технологической культуры, сферами современной инженерии и др.

Литература

1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 – 640с.

2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К..Либідь, 2005 – 512с.

4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.

5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

♦ особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.

Понятие "культура" многозначно. Попытки его определения показывают, что его содержание зависит от исследовательской позиции автора. В одном исследователи единогласны, что культура возникла вместе с появлением на Земле человека и развивалась по мере овладения им силами природы, совершенствования общества и его самого.

Изменяя естественный природный мир, приспосабливая его к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду, в которую входят техника, жилища, средства общения, связи, сообщения, предметы быта, произведения искусства и т. д. Культура определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, а также уровень достижений в материальной, социальной и духовной сферах деятельности.

Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Ее сущность и содержание связаны с понятием "технология". Технологическая культура - это результат современных научно-технических и социально-экономических достижений.

Развитие понятия "технологическая культура" связано с потребностью влияния на негативные последствия для человека и окружающей его среды непродуманного, а иногда варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей. Так, интенсивное применение человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда - от промышленности и сельского хозяйства до социальной сферы: медицины, педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.

В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве, социальной и духовной жизни.

В личностном плане технологическая культура определяет уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира. Поэтому технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры, а также основой и условием развития современного общества и производства.

Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента.

Технологическая культура социальной сферы определяется характером технологического обеспечения решения социальных проблем его членов.

Технологическая культура специалиста социальной работы определяется уровнем его овладения исследованными и проверенными на практике способами, методами, методиками и средствами, качественного и эффективного решения или содействия решению проблем клиента или группы.

Технологическая культура клиента определяется степенью владения технологическими средствами общества в решении социальных проблем.

Технологическая культура социальной работы - часть общей технологической культуры социальной сферы - составной части технологической культуры общества.

Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности.

Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом.

С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; с другой - используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

Все, что происходит с человеком, его окружением, - технологично или осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. В системе социальной работы решение многих проблем не алгоритмизировано. Поэтому если технология не создана, то при решении проблем клиентов господствует индивидуальное мастерство.

Технологическая культура социального работника определяется как преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.

Технологическая культура социального работника включает в себя следующие компоненты, которые проявляются в деятельности и поведении. Это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; экологическая культура; потребительская культура; проектная культура.

Особенности технологической культуры социального работника.

Технологическая культура помогает концентрироваться на том, что и как надо сделать. "Ценностное измерение" присутствует в виде оценки параметров деятельности социального работника. Технологические ценности - это удовлетворенность клиентов, точность, полнота, экономичность, своевременность и т. п. Это также инструментальные ценности, которые выступают в качестве средств достижения фундаментальных ценностей, заданных духовной и социальной культурой - обеспечение безопасности общества, ценности человека в обществе и т. д.

Технологическая культура социального работника утилитарна. Она не может выступать как нечто противоположное культуре духовной. Если специалист допускает "перекос" в пользу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к формированию потребительских настроений.

По отношению к духовной и социальной культуре технологическая культура социального работника играет подчиненную, служебную роль. Методы и средства работы с клиентом, внедряемые инновации и новшества должны оцениваться и контролироваться с общечеловеческих ценностных позиций, гуманизма.

Технологическая культура социального специалиста является непременным условием его профессиональной деятельности. В какой бы сфере или категорией клиентов он ни работал, должен владеть технологией своего дела.

Технологическая культура социальной сферы - это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Стандартизация является составной частью технологической культуры социальной работы.

С позиции современных понятий технологическая культура социального работника включает:

  • - творческий подход ко всему, что его окружает;
  • - творческое самовыражение.

Понятие "технологическая культура специалиста социальной работы" олицетворяет новый слой профессионалов, владеющих высоким уровнем научных знаний и профессиональных умений в осуществлении технологического процесса.

Важнейшей целью системы технологического образования в формировании технологической культуры специалистов социальной работы является воспитание потребности в овладении системой научных знаний.

На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к внедрению в практику эффективных инструментов воздействия на социальные процессы ресурсоразвития, ресурсорасходования и ресурсосбережения, совершенствование социума и его социальную защиту.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится ведущим фактором развития, технологической культуры специалистов социальной сферы.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. овладеть алгоритмом преобразовательной деятельности.

Формирование технологической культуры студентов вузов определено в требованиях нового государственного стандарта.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • o социально-технологическими:
    • - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
    • - быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико- социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
    • - быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
    • - быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
    • - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
    • - быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
    • - быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
    • - быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);
    • - быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно- ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9);
    • - быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);
    • - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
    • - быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
  • o исследовательскими:
  • - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
  • - владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
  • - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
  • - быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
  • - быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17).

Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано и с этической проблемой его ответственности за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности.

Технологическая культура социальной сферы - это еще и этика, это новая философия, философия нового видения человека в обществе и способов и средств решения его социальных проблем.

В настоящее время технологический этап развития социальной сферы призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому специалистам необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов.

Основной же целью деятельности специалистов становится то, чтобы технологические возможности повышали качество обслуживания человека, т. е. изменение социальной, экономической и культурной жизни общества осуществлялось таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.

Виды культуры

Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, -- это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. - 325 с.

Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура -- это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. - 81 с.

Лучшие статьи по теме