Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен-зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче-скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще-ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру-жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди-ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Два мужских образа помогают нам понять харак-тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа-лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест-ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се-строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием ». Бо-рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме-стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот-рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус-ское, родное, а все-таки не привыкну никак

Объединяет обоих героев подневольность, зависи-мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико-го. Тихон с малолетства находится во власти деспо-тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе-речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства...».

Тихон не знает, как угодить матери («...только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож-ден, что не могу вам угодить ничем »), и даже срывает-ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая! »). И прав был Кулигин, когда го-ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз-врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход-ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд-ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис-тинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела-ет, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать-ся-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо-дит ему в голову, противоречить матери, не может за-щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце-не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони-мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна-ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие-дешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд-цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай...»

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв-ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль ».

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез-жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных...; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен-щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво-боды».

Катерина утверждает, что любит своего мужа, под-меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек-ровь-то больно люта ». Но Борис даже не пытается про-тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори-са после того, как Катерина призналась в измене свек-рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка-терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа-ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от-вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы ...». Борис не го-тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил-ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос-тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что-бы ей не мучиться долго! »). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге-рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье... Он представляет одно из об-стоятельств, делающих необходимым фатальный ко-нец...» пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме-нила и опозорила его, он оказался способен на сочув-ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру-гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет ».

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля-ется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам... Что мне без нее! » И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы ...»

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес-нениям.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Имя Александра Николаевича Островского - одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: "Вы...

    Играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы...

    Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и...

    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее.Это "что-то" и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...

    Каждый человек - это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства. Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе «Гроза». Для...

В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» - Тихон и Борис. Тихон Кабанов - муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, - пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона - это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова - он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» - только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» - ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной - тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может - «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».

Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», - но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»

Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.

Комедия "Гроза" - это одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, персонажей произведения можно исследовать вечно. Образы персонажей "Грозы" весьма примечательны.

Проблематика пьесы "Гроза"

Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представителей старшего и младшего поколений. Старшее представляет Кабаниха и Дикой. Они представители патриархального мира, где правят эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тиранства Кабанихи и Дикого. Это прежде всего Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей показывает, что все герои смирились со своей участью, и только Катерина не способна пойти против совести и своих желаний.

Все произведение "Гроза" посвящено истории главной героини Катерины. Она является одной из участниц Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины - Борис и Тихон. данных персонажей поможет подробно разобраться в поведении героев пьесы.

Судьба Бориса

Прежде чем разбирать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

Борис - не Калинова. Он попадает туда по воле родителей. Борису должно было достаться наследство, которым до поры до времени заведует Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикой обязан отдать наследство Борису, однако читатели понимают, что из-за алчности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калинове и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

Судьба Тихона

Среди всех персонажей выделяет двух героев, двух мужчин - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев может сказать о многом.

Тихон зависит от Кабанихи - своей матери. Ему приходится во всем ей подчиняться. Кабаниха же не стесняется влезать и в личную жизнь своего сына, диктуя, как ему следует обращаться с женой. Свою невестку Катерину Кабаниха буквально сживает со света. К Катерине Кабаниха постоянно придирается.

Однажды Тихон вынужден уехать в другой город на несколько дней. Читатель ясно видит, как он рад появившейся возможности побыть одному и проявить свою самостоятельность.

Общее между Борисом и Тихоном

Итак, мы имеем двух персонажей - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика данных героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим героям не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

В конце пьесы оба очень страдают после смерти Катерины. Тихон остается один, со своей матерью, а Борису Дикой приказывает уехать из Калинова. Разумеется, наследства ему после случая с Катериной точно не видать.

Борис и Тихон: различия

Различий между Борисом и Тихоном больше, нежели общего. Итак, Борис и Тихон - сравнительная характеристика. Таблица, приложенная ниже, поможет систематизировать знания об этих героях.

Борис Тихон
Отношение к Катерине Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины - замужней женщины. Его любовь пылкая, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель порой ставит это под сомнение: если он ее любит, почему не защищает от нападок Кабанихи? Почему не чувствует ее страданий?
Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов - это время, когда вся молодежь выходит на улицу с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но о его отношениях с другими персонажами сказано мало. Единственное, что примечательно - это его отношения с матерью. Он ее в какой-то степени любит и старается уважать, но с другой стороны он чувствует ее неправоту.

Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведеная выше в таблице, достаточно краткая и емкая. Стоит заметить, что преимущественно читатели симпатизируют Борису, нежели Тихону.

Основная мысль пьесы "Гроза"

Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что два мужчины любили Катерину. Однако ни один, ни другой не смогли ее спасти. Катерина бросилась с обрыва в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была приведена выше, должны были ее спасти, должны были взбунтоваться против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

Калинов - это городок, который живет по своим правилам. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", и это действительно так. Катерина не смогла изменить свою судьбу, но, возможно, она целого города. Ее смерть - это первая катастрофа, которая нарушила патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикой чувствуют, что молодежь выходит из их власти, а значит, грядут перемены.

Таким образом, А. Островский смог показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, гибнущего в деспотизме Дикого и Кабанихи. Калинов - это не вымышленный город, но таких "Калиновых" очень много на территории всей России.

Борис и Тихон – одни из центральных героев драмы А. Островского«Гроза»....

Борис так же, как и Тихон связан с «тёмным царством».Он – племянник Дикого, молодой человек приехал к своему дяде, чтобы получить наследство, оставшееся от бабушки. Борис вынужден подчиняться всем капризам своего родственника, как и Тихон.

В отличие от Кабанова, племянник Дикого хорошо образован. До того, как приехать в Калинов, герой жил в Москве, порядки губернского города ему чужды: «Обычаев я здешних не знаю», точно так же, как и Катерине. Молодую женщину объединяло с Борисом то, что изначально герои жили в других условиях. «Такая ли я была! ...точно птичка на воле» - говорит однажды Катерина Варваре о прошлой жизни. Это сходство главной героини и Бориса, а также невыносимая жизнь в доме Кабановых, привели к зарождению чувству молодой женщины к племяннику Дикого. Борис тоже любит Катерину, но тем не менее, когда раскрывается их связь, он «мечется» и «плачет». Герой - трусливый человек, он не находит в себе силы, чтобы взять с собой любимую женщину в Сибирь. «Нельзя мне, Катя…» - говорит о ней. Таким образом, Бориса и Тихона, с одной стороны, объединяет любовь к Катерине. С другой стороны, то, что оба молодых человека оказались под гнётом «тёмного царства», которому не смогли противостоять.Главное различие двух героев – Тихон не знает жизни без деспотизма матери, её самодурства, в отличие от Бориса, который сознательно подчиняет себя Дикому, надеясь получить хоть ничтожную долю наследства.

Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Лучшие статьи по теме