Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Цветы из бумаги
  • Почему штольц не помог обломову. Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца? Штольц - активный член общества

Почему штольц не помог обломову. Почему Ольга полюбила Обломова, а вышла замуж за Штольца? Штольц - активный член общества

Роман И.А. Гончарова «Обломов» пронизывает пафос социальной критики. Столкновение двух героев (Ильи Обломова и Андрея Штольца), двух противоположных образов жизни можно рассматривать в широком общественном плане.

Обломов в этой связи символизирует косное феодальное барство, которое повсеместно расцвело на просторах русской земли. Большую часть времени он проводит на диване. Любой труд его не привлекает: он даже годами не может дочитать начатую книжку. Автор постоянно подчеркивает мягкость как в характере героя, так и во

Всем, что окружает его.

Образ спящего Обломова символизирует загубленный ум, косность и инертность русского дворянства. Герой вынашивает некие абстрактные планы реформ, но с его инфантильностью эти планам не суждено никогда сбыться. Обломов словно «тихо и постепенно укладывается в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Андрей Штольц (об этом свидетельствует и немецкое происхождение героя) - приверженец пришедшего к нам из Европы активного капиталистического менталитета. Деятельный, хозяйственный рационалист врывается в вялотекущую жизнь Обломовки, чтобы разворошить сложившийся уклад и возродить Илью Ильича к иному существованию. Не случайно, Штольц напоминает Обломову о юношеских мечтах поехать в путешествие.

Андрей знакомит Илью Ильича с Ольгой, надеясь, что любовь способна изменить друга. В какой-то момент героиня смогла пробудить в своем поклоннике искорки живой жизни. Однако Обломов и Ольга - разные люди. И героиня вскоре поняла это. Она восклицает: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!»

В итоге Ольга выбирает Штольца. Это свидетельствует о том, что за такими деятельными и предприимчивыми людьми будущее. «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», - пишет И.А. Гончаров. Идеал Штольца - материальный достаток, комфорт и благополучие, которых он добивается собственным трудом: герой живет разумом, а его инертный друг - чувствами и мечтами.

Обломов видит прекрасные сны, но от этого в его реальной жизни ничего не меняется. Глядя на это, Штольц выводит собственный термин, обозначающий помещичью праздность и инертность, ведущие к гибели - «обломовщина».

Почему же А. Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Дело в том, что Илья Ильич не просто боится перемен: он оградил себя от живого и многообразного мира еще и особой жизненной философией, чтобы оправдать свое бездействие и лень. Обломов витает в облаках собственных иллюзий, утверждая, что у него нет пустых желаний и мыслей. Он презирает суету и горд тем, что может себе позволить не заниматься торговлей, не идти в кабинет с докладом или бумагами - быть выше всех низменных житейских проблем. Обломов доволен собой, поэтому он и не стремится меняться. Герой отказывается взрослеть и понимать, что никакое внезапно сошедшее на него чудо не решит всех назревших проблем ни в хозяйстве, ни в личной его жизни.

Однако постепенно к Илье Ильичу все-таки приходит запоздалое прозрение. Он признается Штольцу: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его…». Хотя Обломов и не изменился, он хотя бы запоздало признал свои ошибки. Беда в том, что он не видел перед собой жизненного идеала, а стать таким, как Штольц, не мог по складу своей души.

Образ главного героя романа “Обломов” нарисован Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано все. А во времена Гончарова было целое поколение Обломовых, именно поэтому Добролюбов в своей статье “Что такое обломовшина?” возводит это явление в ранг общественно значимого.
Обломов “активно” действует на страницах романа, он показан автором в соседстве с другими персонажами. И это соседство показательно, писатель каждый раз показывает какую-то особенную черту героя, раскрывает его характер.
Так друг Обломова – Андрей Штольц – представляет собой полнейшую противоположность героя. Он деятелен, его характер тверд и энергичен. Несмотря на то, что они росли по соседству, воспитание их различно, и это сыграло решающую роль в формировании характеров.
Андрея не холили и не лелеяли няньки и мать. Отец был достаточно суров с сыном, он не оберегал его от умственной работы, а, наоборот, поощрял его стремление и способности к ней. Все это привело к тому, что Штольц вырос очень деятельным человеком. На протяжении всего действия он пытается расшевелить и главного героя, он почти добивается этого с помощью Ольги Ильинской и того чувства, которое возбудила в Обломове эта девушка…
Но… ничего не получается… Так почему же?
Вначале Обломов очень радушно принимает старого друга. Он действительно рад, так как память о счастливом и безмятежном детстве неминуема связана со Штольцем.
Андрей тоже рад встретить товарища. Он даже пытается искренне помочь Илье Ильичу, видя, что тот совершенно погряз в грязи и пыли, что его интересы не выходят за пределы пыльной комнаты. Для Штольца такая растительная жизнь неприемлема. Поэтому он зовет друга с собой в путешествие.
Но, с присущей ему медлительностью и мягкостью, Обломов откладывает и откладывает свой отъезд… И тут опять возникает вопрос: почему?
Видимо, потому, что Обломову это было не нужно, что суета, которая постоянно сопровождает человека по жизни, когда он куда-то спешит – за модой, славой, деньгами, чувствами – непонятна герою. Обломов понимает, что можно, конечно, поехать за границу, но, в конце концов, зачем? Что человек, который не интересуется жизнью света, может там увидеть? Те же мысли, те же чувства…
Но на этом Штольц не останавливается и принимает еще одну попытку возвращения Обломова к “жизни”. Он решает призвать на помощь сердце… Ольга Ильинская по просьбе Штольца заводит знакомство с Ильей Ильичем, влюбляется в него, влюбляет его. Любовь заставляет Обломова делать совершенно героические поступки – он поднимается на свидание с Ольгой на крутую гору, пишет ей письмо, ночует под ее окнами, он похудел, помолодел… Но, в конце концов, также по непонятным причинам, герой отказывается от любви, как и от поездки заграницу.
И вот затея Штольца проваливается. Обломов возвращается к прежнему образу жизни, забивается в тихий семейный угол тихого счастья, и ничего не меняется… Но почему?
Мне думается, потому что Штольц пытался сделать из Обломова подобие самого себя, пытался привить герою идеалы и устремления, ему совершенно несвойственные. А это неправильно. Нельзя сделать из человека то, чем он, по сути, не является.
Ведь, хотя в детстве Обломов и рос энергичным мальчиком, семейная забота задушила в нем все эти задатки. Илья Ильич с детства привык к ничегонеделанию. Он даже возмущается, когда его слуга Захар посмел сравнить его с “другими”. Ведь он барин в полном смысле этого слова. А Штольц пытался поменять психологию героя в обратную сторону, пытался пояснить, что “барин” – это не тот человек, который ни разу в своей жизни сам себе чулок не надел, а тот, в подчинении у которого множество людей, о которых необходимо заботиться. Но Обломов не мог понять, что не люди существуют для него, а он для людей. Как не мог он понять и многих других вещей.
Но, может быть, это и не так уж плохо? Ведь Илья Ильич обладал очень мягкой душой, щедрым сердцем, и по многим его размышлениям можно сказать, что он многое в жизни понимает и понимает правильно. Ведь смог же Обломов, в конце концов, понять, что Ольга его по-настоящему не любит, и отказаться от нее. Смог же он уйти из-под влияния Штольца. А это говорит не только о здравом уме, но и о силе воли героя. Так что правильно, что Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова, он и без этих изменений, по-моему, полноценная личность, имеющая свои неповторимые черты и особенности.

Сочинение по литературе на тему: Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)

Другие сочинения:

  1. Роман И. А. Гончарова “Обломов” пронизывает пафос социальной критики. Столкновение двух героев (Ильи Обломова и Андрея Штольца), двух противоположных образов жизни можно рассматривать в широком общественном плане. Обломов в этой связи символизирует косное феодальное барство, которое повсеместно расцвело на просторах Read More ......
  2. Жизнь главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” можно сравнить с практически неподвижной рекой, постепенно превращающейся в болото. Вода в этой реке неподвижна, постепенно она мутнеет и начинает “цвести”. В ней не заметна никакая жизнь, ничто не тронет ее застоявшихся Read More ......
  3. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман “Обломов”, написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит Read More ......
  4. В романе И. А. Гончарова “Обломов” Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца – вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница Read More ......
  5. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и Read More ......
  6. Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова “Обломов” – неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А. Ф. Кони характеризовал Обломова как человека, который “своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением Read More ......
  7. Иннокентий Анненский писал: “Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих”. В романе “Обломов” любовь – основа. Это чувство развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Read More ......
  8. Роман И. А. Гончарова “Обломов” рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны – социальную, философскую, нравственную. На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное Read More ......
Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)

Выдающийся русский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в замысле романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе четко это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Идея образа, по его мнению, - новый человек, способный указать современникам «что делать». Член-корреспондент Петербуржской Академии наук Гончаров на протяжении десяти лет тщательно, шаг за шагом писал роман, в котором решал сверхзадачу. Было очевидно, что с заменой феодальных устоев общества на буржуазные дворянство окончательно утратило свой ореол прогрессивности.

Новый "герой нашего времени"?

Современники писателя уже не видели ни в пушкинском образе дворянина Евгения Онегина, ни в лермонтовском образе Григория Александровича Печорина светочей для подражания. Эти герои стали литературно-историческими. В русской культуре образовалась явная, незаполненная ничем никем ниша. Историей, да и интересами развития общества был востребован новый проницательный взгляд, свежие идеи. В XIX веке появилась новая общественная прослойка людей - разночинцы. Не имея наследственной «голубой крови», эти люди были блестяще образованы, потрясающе работоспособны, внедрялись во все сферы общественного развития и двигали их. Именно таким героем, способным аргументировано сказать соотечественникам «вперед», стал образ Штольца в романе «Обломов».

Гончаров с максимальной четкостью, просто таки рельефно отобразил в нем те новые качества, которые принципиально отличали его от Онегина и Печорина. При этом классик указывает на просто-таки «генетические» его отличия: различны идеалы, устремленность, активность, ценности личности. Вот и показывает это Иван Алесандрович происхождением Штольца. Его отец Иван Богданович Штольц приехал в России и служит приказчиком, управляя поместьем. здравомыслящий. Мать Андрея - образованная русская дама, человек тонкого душевного склада, принадлежащая к небогатому сословию. Образ Штольца в романе «Обломов» показателен. Гончаров таким образом «лепит» сущность человека будущего из немецкой четко направленной образованности, целеустремленности, деловитости, активности и русского духовного мира (Андрей Штольц - православный), открытости и душевности по отношению к друзьям, склонности к сообразованию домашнего уклада «по русскому типажу».

Штольц - активный член общества

Андрей Штольц благодаря своему первому учителю - отцу получил вместе с начальным образованием главное: Затем -университетское образование. Потом - совершил блестящую карьеру (причем еще до 32-33 лет). Мы узнаем, что согласно табеля о рангах, ее результат эквивалентен чину полковника в юридической сфере. Образ Штольца в романе «Обломов» - это одновременно и юрист, и бизнесмен. Он за несколько лет удесятеряет отцовский капитал. Выйдя на пенсию, он успешен и в коммерческой деятельности, умело представляя торговую компанию и в странах Западной Европы, и в самой России. Более того, о том, что Штольца привлекают к разработке проектов, свидетельствует тот факт, что коллеги прислушиваются к его мыслям и предложениям.

Штольц ценит дружбу, семейные отношения

Кроме деловых качеств Андрей Иванович - верный друг. Он не бросает на произвол Помогает практически, не советами, говорильней. Ему удается буквально вытащить лентяя и лежебоку из петербуржской квартиры, чтобы тот видел людей, общался, нашел женщину, которая бы изменила его жизнь. На первых порах, казалось бы, план Штольца сработал: Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. У нее также возникла ответные эмоции. Однако едва проросшую любовь нужно, как дерево, поливать не только движениями души, но и добрыми, романтическими поступками и делами. А вот как раз на это Илья Ильич оказался неспособным. Все усилия Андрея Ивановича, направленные на обустройство жизни товарища, оказываются тщетными. Разочарована и Ольга. Андрей Иванович, увидев богатство души и осознав глубину духовного мира женщины, женится на Ольге.

Когда же Обломов умирает от болезни, супруги Штольцы берут на воспитание его сына Андрюшу.

Критика образа Штольца

Однако крупные русские писатели и критики, в том числе Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение работой Гончарова, остро критиковали образ Штольца в романе «Обломов». Они усматривали, что этот персонаж фактически не служит развитию и идеалам России, вся его деятельность направлена на свое личное благосостояние. Он -индивидуалист, строящий свои теории и не прислушивающийся к другим. «Такие люди не смогут спасти Отечество», - таков суровый вердикт классиков. Кстати, Гончаров сам признал, что идеи, лежащие в основе этого образа, остались неосуществленными.

Выводы

Однако не стоит забывать, что время Гончарова было временем титанов от литературы. Его труд оценивали настоящие классики по самым высоким критериям. Поэтому правильно было бы подвести итог вышесказанному следующим Ивановича Штольца органично вплетается в сюжет, он изящно оттеняет собой Илью Обломова. Гончаровская игра на контрастах между образами Обломова и Штольца заставляла и заставляет многих людей задуматься и переоценить свою жизнь. Кроме того, это самый знаменитый роман классика. Поэтому самая большая творческая удача, которую достиг писатель Гончаров - «Обломов». Образ Штольца играет роль добротного контраста для главного героя - одного из самых непревзойденых «ленивцев» во всей мировой литературе.

В романе Гончарова Обломову противостоит Штольц, его однокашник и друг, делец новой формации. Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве - торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгоро­де, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе - крупней­шем центре хлебного экспорта из России, посещал Лондон, Париж, Лион - торговые и промышленные центры Европы. Постоянно деятельный, он, однако, уступает Обломову в ду­ховных запросах и на поверку оказывается и сам не чуждым обломовщине, ибо высоких целей, зовущих вперед и вперед, не имеет. Во всяком случае, на туманные вопросы и сомне­ния Ольги он ответить не может, призывая ее склонить голо­ву перед обстоятельствами.

«Гончаров из всех наших писателей обладает вместе с Го­голем наибольшей способностью символизма... Способность философского обобщения характеров чрезвычайно сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как острие, живую худо­жественную ткань романа и является в совершенной наго­те... мечтательный Обломов и деятельный Штольц, - разве это не чистейший и, притом, непроизвольный, глубоко реаль­ный символизм!» - пишет Д. Мережковский.

Здесь мы подходим к вопросу об отношении писателя к герою. По этому поводу литературоведы высказывали по крайней мере два соображения. Первое сформулировал Н.А. Добролюбов: Гончаров «не дает и, по-видимому, не хо­чет дать никаких выводов Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело Он не запоет лирической песни при взгляде на розу и соловья, он будет поражен ими, остановится, будет долго всматриваться и вслушиваться, задумается Какой про­цесс в это время произойдет в душе его, это вам не понять хо­рошенько».

Другое мнение можно сформулировать словами критика Ю. Айхенвальда: «Мы слишком ясно видим, кого и что Гон­чаров любит, кому он отказывает в своей симпатии».

Пожалуй, ближе к истине приверженцы второй точки зрения. Конечно, Гончаров не навязывает читателям своих выводов. Он старается избежать прямых, «лобовых» харак­теристик героев (другое дело - всегда ли ему это удается?). Писатель даже сетовал на то, что в конце романа «вставил не­сколько слов, из которых выглядывает сознание самого 06-ломова», что вложил в уста Штольца фразу: «Прощай, ста­рая Обломовка, ты отжила свой век!»

Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопоставленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которо­го следовало бы брать пример. Отсюда и некоторая идеализа­ция. «Сколько Штольцев должно явиться под русскими име­нами!» - пишет Гончаров. Но к концу романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Добролюбов объясняет это тем, что «пока для них нет почвы» в россий­ском обществе. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, - отсюда сюжетный ход, имеющий символическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него.

В характеристике Обломова немало автобиографических черт. Кстати сказать, Илья Ильич первой половины романа отличается от Ильи Ильича второй половины. Это два типа, равно свойственные русской жизни, близкородственные, но не вполне одинаковые. Первый - с несомненным трагиче­ским началом сознания своего бессилия - так и умирает, не сделав ничего полезного и высокого в жизни, к чему стре­мился. Сильное возбуждение, страсть, негодование могут воспламенить их пожаром, правда, на одно мгновенье, но в это мгновение они могут явиться героями, способными по­жертвовать собой, во имя идеи или за улыбку красавицы, смотря по моменту.

Вторая категория Обломовых - иного свойства. Если у них и было какое-либо миросозерцание, в смысле идей и нравственных требований, то это миросозерцание уже усну­ло. Проза будничной домашней жизни, низменность жела­ний, не выходящих из круга инстинктов пищеварения и эле­ментарного животного довольства, - вот атмосфера, из которой никогда не вытащат их на свет Божий никакие Штольцы и Ольги Ильинские. Хотя поначалу на это остава­лись самые серьезные надежды. Словно поток чистого возду­ха в душное помещение, ворвался Штольц в вялое существо­вание Ильи Обломова и еще раз воскресил его, воодушевил своим спасительным порывом.

Штольц искренне любил Обломова за его душевную чис­тоту, за его сердечность и нежность. Он видел в нем «хру­стальную душу», не способную ни на что грязное, низкое. Он ценил и ум Обломова. Это был не тот житейский, практиче­ский ум, которым был богат он сам, а широкий, светлый, способный и на критику действительности, и на широкие обобщения. Этот ум сказывается в правильной оценке ни­чтожности человеческих стремлений, которые выражаются в чиновничьем карьеризме, в увлечениях пустой светской жизнью. Обломов высказывает свои соображения на эту тему в разговорах с Судьбинским и молодым человеком Волко­вым.

Этот ум ясно определяется в тех взглядах на значение ли­тературы, которые высказывает Обломов в разговоре с писа­телем Пенкиным, считающим целью литературы только пол- ное, точное воспроизведение действительности, какова бы она ни была. Обломова возмущает такое узкое и неверное по­нимание целей искусства, и он энергично нападает на таких писателей, обвиняя их в отсутствии любви к людям. Не от Штольца и не из университета усвоил Обломов мысли о ми­лосердии Божьем к падшему человеку - этому его научила Обломовка, которая сохранила в полной неприкосновенно­сти многие добрые чувства и настроения старины. Русская простонародная гуманность, сказавшаяся в сердечном отно­шении к «несчастненьким», сказалась в рассуждениях Обло­мова. В такой гуманности, освященной религией, есть высо­кая национальная разумность, которую так ценил в Обломове Андрей Штольц.

Приехав в Петербург, Штольц пришел в ужас, увидев, во что обратился его друг. Он понял, что для того все «началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить!». Слабость воли, отсутствие живых интересов - все это с непо­бедимой силой парализовало присущее Обломову желание служить людям, усыпило его умственные способности, под­резало крылья его идеализму. Энергично взялся Штольц за пробуждение своего друга. Он освободил его от цепких рук разных плутов, заставил жить общественной жизнью, нако­нец, познакомил с Ольгой. Однако Обломова неожиданно ис­пугали хлопоты и беспокойства предстоящей свадьбы, затем временный недостаток денег, наконец, ледоход на Неве... Все это ослабило, а потом попросту разрядило его энергию. Ольга поняла, что его лень - это не комическая, не обаятель­ная, а трагическая черта его души. Разочаровавшись в Обло­мове, она выходит замуж за Штольца.

Штольц продолжает торжествовать победу над жизнью, которую он одержал во имя своей мудрой веры в спаситель­ную силу труда, а Обломов медленно угасал, без борьбы и без ропота, «постепенно укладываясь в простой и широкий гроб своего существования, сделанный собственными руками, как старцы-пустынники, которые, отвратясь от мира, копа­ют себе могилу»... Штольц попытался было еще раз вернуть к жизни Обломова, но теперь ничем уже не ответил Обломов на новую попытку.

«Погиб ты, Илья! - сказал ему Штольц. - Нечего тебе говорить, что твоя Обломовка - не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца... что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там школы, грамота, а дальше... Про­щай, старая Обломовка, ты отжила свой век!»

В этих заключительных словах выяснено все историче­ское значение романа. Действительно, Штольцу ничего не оставалось, как навсегда проститься с Обломовым, этим оли­цетворением отжившего старого времени. Не Обломов - вре­мя навсегда уходило в прошлое. Разве под силу человеку бо­роться со временем?

Герои подружились в детстве, когда родители Ильи вынуждены были отдать сына на обучение в пансион немца Штольца. Сын учителя, Андрей, всегда опекал своего друга и пытался повлиять на его убеждения, на его образ жизни. Он помог Обломову при обучении и в пансионе, и в университете, но после того, как их пути пошли раздельно, они встречались редко.

Однажды Андрей приехал к другу на съемную квартиру в Петербурге. Они беседовали о жизни, об Обломовке, и Андрей упрекал друга за бездействие, говорил ему о необходимости изменить жизнь, заняться делами в имении. Затем Штольц предложил Обломову «дорисовать идеал жизни…». Илья Ильич мечтает вслух, рассказывая о приятном времяпрепровождении, которое является идиллией безделья. Он ни разу не упомянул о какой-либо деятельности, так как труд не входил в его планы. Даже книгу читать должна жена вслух, когда он отдыхает на диване.

Барские привычки проступают в его мечтах во всем: все его желания обслуживаются крепостными крестьянами, о труде которых он имеет нереальные представления, рисуя идиллию их труда. В течение дня в распорядке Обломова отводилось большое место приему пищи, шесть раз Илья Ильич трапезничал: в доме, на веранде, в березовой роще, на лугу и опять в доме вечером. Занятий никаких, кроме созерцания природы, разговоров на приятные темы или отдыха при звуках музыки. И тогда Андрей стал убеждать Илью изменить нарисованную картину, чтобы вернуться к деятельной жизни, не угаснуть в молодые годы.

До следующей встречи, через два года, произошли некоторые изменения. Штольц по-прежнему очень активен, в Петербург он приехал «на две недели по делам, затем отправлялся в деревню, потом в Киев…» Он заехал к другу на именины, в Ильин день. Илья Ильич в это время уже жил на квартире у вдовы Агафьи Пшеницыной. Он расстался с Ольгой, делами в имении доверил заниматься Затертому (другу брата хозяйки), и теперь его обирают мошенническими способами Тарантьев с приятелем.

Штольц огорчен делами друга, напоминает Обломову его слова, произнесенные в их последнем разговоре, «Теперь или никогда!». Обломов с грустью признает, что не получилось у него возрождения к жизни, хотя попытки были: «…я не лежу праздно, …выписываю два журнала, книги…». Однако с любимой женщиной расстался, потому что его лень и бездействие не исчезли даже в лучшую пору жизни, в период любви. Штольц резюмирует: «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…». Он призывает Илью Ильича к действию ради самого себя, чтобы не погибнуть окончательно: поехать в деревню, обустроить там всё, «возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить…». Обломов жалуется на здоровье, но Андрей говорит ему о необходимости переменить образ жизни, «чтобы не умирал совсем, не погребался заживо…».

Штольц узнаёт, что Обломова грабят люди, которые называют себя его приятелями. Андрей заставил Обломова подписать доверенность на управление имением на свое имя и «объявил ему, что берёт Обломовку на аренду» временно, а потом Обломов «сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству».

Между друзьями опять происходит разговор об отношении к жизни. Обломов сетует на жизнь, которая его «трогает, нет покоя!» А Штольц призывает его не гасить этот огонь жизни, чтобы она была «постоянным горением». На эти слова Илья Ильич возражает, говоря о том, что у него нет таких способностей и дарований, как у Штольца, который наделен «крыльями». Андрею приходится напоминать другу, что он свои умения «затерял еще в детстве»: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Лучшие статьи по теме