Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Другие модели
  • Чему учит литература? Внеклассная работа по литературе как средство личного развития Русская литература 20 века эссе.

Чему учит литература? Внеклассная работа по литературе как средство личного развития Русская литература 20 века эссе.

В то время, когда в России торжественно отмечали начало нового, 20 столетия, еще продолжали свою деятельность писатели, чье творчество достигло расцвета в 19 веке, — Л. Толстой, Чехов, Короленко. Голос Толстого-публициста звучал на весь мир, внушая людям отвращение к насилию, лжи, несправедливости и призывая к любви, милосердию, братству. В 1903 году, в 75-летнем возрасте, писатель создает один из лучших своих рассказов — "После бала", а еще через год завершает работу над повестью "Хаджи-Мурат". Чехов в начале 20 века пишет свои знаменитые пьесы, и сегодня с успехом идущие на сцепе, — "Три сестры" и «Вишневый сад». Короленко работает над "Историей моего современника", над статьями и воспоминаниями.

Но все заметнее становятся поэты и прозаики новых поколений, которым было суждено связать свою судьбу с 20 веком, — М. Горький, Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн. А. Блок, А. Н. Толстой, позднее — В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева. В литературу приходят М. Шолохов. К. Паустовский, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, наконец — А. Солженицын, В. Распутин и другие.

20 столетие — время величайших трагедий и свершений в истории России и человечества. Недаром Блок в поэме «Возмездие» пророчески предсказывал, что "черная, земная кровь" сулит "невиданные мятежи" и "неслыханные перемены".

И, действительно, не прошло и четырех лет после написания этих строк, как разразилась Первая мировая война, а еще через три года грянули две революции — Февральская и Октябрьская 1917 года, круто изменившие жизнь страны: наступило великое и трагическое семидесятилетие советской власти. Через 24 года после революции началась небывалая в мире война с фашистской Германией. Сколько погибших оплакала литература, сколько разбитых жизней изобразила! Народ добился победы, но какою ценой! Вы прочтете (или перечитаете) рассказ Шолохова «Судьба человека». Его герой все потерял в годы войны и обрел какое-то подобие счастья лишь в усыновленном мальчике. На всем значительном, что создано в литературе о Великой Отечественной войне, лежат отсветы героической и — повторим — трагической эпохи.

Нелегки были судьбы писателей 20 века. Мартиролог, который когда-то составил А. И. Герцен, продолжен двадцатым веком. В сорокалетием возрасте, по существу сломленный лишениями и страданиями, умер Блок. Не найдя себе места в современной ему действительности, в возрасте тридцати лет покончил с собой Есенин. На почве личных неурядиц застрелился 37-летний Маяковский. Не перенеся трудностей военных лет и одиночества, на 49-м году жизни повесилась М. Цветаева, до этого долгие годы находившаяся в эмиграции. Вынуждены были покинуть родную страну в период Гражданской войны Бунин, Куприн и многие другие писатели. Куприн вернулся в Советский Союз в 1937 году, незадолго до смерти, а Бунин так и умер на чужбине. Несколько лет в качестве заключенного провел в ГУЛАГе А. И. Солженицын, а освободившись, вскоре был выслан за пределы страны.

Но мы совершили бы непоправимую ошибку, если бы в таких мрачных тонах представили всю литературу 20 века. Даже те писатели, которые вступили в конфликт с властями и советской действительностью, не предавались отчаянию. От литературы XIX века русская литература 20 века приняла эстафету высоких идеалов, нравственности, гуманизма. Это легко увидеть, читая рассказы и повесть "Детство" М. Горького, произведения А. Куприна, И. Бунина и других писателей. «Но все-таки... все-таки впереди — огни!..» — восклицал Короленко. «Не скроют тучи солнца, нет, не скроют!» — словно вторил ему Горький. «Сотри случайные черты, / И ты увидишь — мир прекрасен!» — эти слова принадлежат Блоку, создавшему не одно грустное, даже пессимистическое стихотворение. Литература звала читателей не сдаваться, преодолевать неимоверные испытания, выпадавшие на их долю. Находившийся в эмиграции Бунин высоко оценил военную поэму Твардовского "Василий Теркин", герой которой — неунывающий русский солдат. Такие писатели, как Маяковский, Шолохов, Паустовский, Твардовский, каждый по-своему участвовали в развернувшихся в стране преобразованиях, стремясь художественным словом вселить в читателей веру в будущее, поднять их жизненную активность.

И в довоенные, и в военные годы, и в наши дни русская литература многое делала и делает для того, чтобы в стране восторжествовала справедливость, чистота чувств и отношений, чтобы ушло в безвозвратное прошлое все, что обозначается коротким и емким словом "зло", — политическое самодурство, хамство шариковых ("Собачье сердце" Булгакова), чинопочитание, доходящее до потери человеческого облика, до самоуничижения (сатира Маяковского), эгоизм, своекорыстие, стяжательство (Фаддей из рассказа Солженицына «Матренин двор»). Глубокое уважение читателя снискали такие герои литературы 20 века, как Андрей Соколов из рассказа Шолохова "Судьба человека", молоденькая учительница из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Матрена из рассказа А. Солженицына «Матренин двор» и другие.

Русские писатели 20 века продолжают и развивают реалистические традиции своих предшественников. Одновременно многие из них пишут в романтической манере: К. Паустовский. М. Пришвин, К). Казаков.

А каким многообразием жанров отличается русская литература 20 века! Здесь и романы (Горький, Шолохов), и поэмы (Твардовский), рассказы и повести — реалистические (Бунин, Куприн, Шукшин, Казаков), сатирические (Булгаков), фантастические (Грин); здесь и драматические произведения (Маршак), и циклы повестей и рассказов (В. Астафьев), и сказы (Бажов), и богатейшая лирика.

Русские писатели 20 века обогатили изобразительно-выразительные возможности литературы музыкальностью, песенностью стиха (Блок, Есенин), стихом разговорным и ораторским (Маяковский), сжатой, словно до предела спрессованной речью (Цветаева), переплавленной в горниле таланта народной речью (Шолохов, Астафьев, Твардовский. Солженицын).

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Начало двадцатого века в русской литературе это яркость "Серебряного века" во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.

Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.

Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник "Символы", творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.

М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.

Тридцатые годы характеризуются в литературе как "года великого перелома". Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.

Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинение

    В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

  • Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будит описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами

Татьяна Метечко, учитель

Чему учат на уроках литературы?

В моём понимании урок литературы - это прежде всего не предмет, а средство воспитания личности. На уроках русской или белорусской литературы учитель, опираясь на жизненные ситуации литературных героев, может говорить с детьми о том, какими должны или не должны быть человеческие отношения, тем самым предупреждая детей - наших учеников – от возможных ошибок, устремляя их ввысь, к духовному. Мы говорим о тяжёлых жизненных обстоятельствах судьбы главной героини в пьесе «Гроза» А.Н. Островского, повлёкших её самоубийство; о верности и прощении в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, о неприкосновенности человеческой жизни в романе-исследовании «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, о неразделённой любви в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева, размышляем о добре и зле, изучая роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова…

К акое классическое произведение русской литературы ни затронешь, всюду найдешь общечеловеческие вечные проблемы: добро-зло, искренность-лживость, верность-предательство, храбрость-трусость, благородство-малодушие… Ведь это наша жизнь от начала и до скончания века. Господь дал писателю озарение, миг, за который он ухватился и отразил в своём произведении. Поэтому-то эти произведения классические, вечные.

Н а каком ещё уроке ученик может рассуждать, не боясь высказать свою точку зрения? На каком уроке он научится говорить красиво, свободно, будь то русский или белорусский язык, а не выражаться на компьютерно-воровской тарабанщине, в которой, кроме того, ещё 20% грубо-просторечных и нецензурных слов? «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», - говорил Шопенгауэр. А у нас в старших классах говорить могут единицы, остальные «ну, типа» и т.п. Не обучены…

О громное значение имеет личность учителя. Может быть, наиважнейшее. Ведь я помню времена, когда по весне на педсовете мы решали, кому из учеников дать направление в педвузы, а теперь поступление в эти вузы по остаточному принципу. Что же это происходит? Кто учит и будет учить, что учить – воспитывать! - детей? Профессию учителя настолько заорганизовали, регламентировали, что для творчества не осталось места. Замучили бесконечные проверки и придирки. Поэтому большинство пошло по самому простому пути: в точности используют «Примерное календарно-тематическое планирование» с уже предусмотренным планом урока, домашними заданиями. Иначе шаг вправо-влево – расстрел. Вот и даются уроки без творчества, без вдохновения, без полёта для учителя, без возвышенного открытия для детей. А объемное произведение классика учитель должен понять, перечитать не один раз, постигнуть, чтобы ему раскрылась заложенная писателем глубина. И в очередной раз готовясь к уроку, вдруг прочитаешь такое, что прошло раньше мимо тебя, заново открылось, и удивишься: как же раньше этого я не заметила?

В едь можно рассказать о В.В. Маяковском как о шизофренике, писавшем ну почти абракадабру, а можно раскрыть трагедию личности человека, оказавшегося заложником своей веры в большевистскую идею, оказавшемся в глубоком духовном кризисе. Можно рассказать о Ф.М. Достоевском, перенёсшем испытание расстрелом и возросшем до чувства боли за всё человечество, написавшем роман-предупреждение «Преступление и наказание» с его главной мыслью: «Не убий!», предупредившем о грядущих событиях начала 20 века - революциях и гражданской войне, а можно сухо проанализировать критический материал учебника, не потрудившись прочитать нечто большее, а ещё можно по краткому содержанию рассказать об эгоцентристе Раскольникове. Но можно подивиться глубине страданий Родиона Раскольникова, его боли за всех, кто страдает рядом, и ужаснуться выбранному пути решения его проблем.

Д ля этого учителю-профессионалу, не урокодателю, нужно не 5 программных часов по Достоевскому, а, как минимум, вдвое больше. Количество уроков по литературе в старших классах урезали до 12 часа, притом нужно умудриться поставить не менее трёх оценок за четверть. Чиновники в Министерстве образования, запутавшись в своих экспериментах, отбирают потом литературные произведения, которые нужно изучать молодым людям в старших классах. Отбор странный… Несколько лет назад не оказалось в программе А.П. Чехова: не включили в программу в конце 10 класса и забыли включить в программу в начале 11 класса. Потом спохватились. Исчез из школьной программы И.А. Гончаров с его «Обломовым», Н.С. Лесков с «Очарованным странником» и другими рассказами. Семейного романа «Анна Каренина» Л.Н.Толстого нет в школьной программе, а разве в нашей жизни мы стали честнее, разве таких жизненных коллизий больше нет? Да наша жизнь сплошной роман «Анна Каренина», только нам стыдно в этом признаться. На Нобелевского лауреата Б. Пастернака отведено 2 часа – на изучение лирики, а премия дана прежде всего за его роман «Доктор Живаго», рассказывающий о судьбе мягкого, совсем не героического, талантливого человека, о трагизме его такой сильной любви, но уничтожившей его как личность.

О бъяснение одно: люди из Министерства изучали эти произведения по краткому содержанию и ничего в них не поняли.

П роизведения классический литературы – уникально!- актуальны и сейчас. Ведь Павел Иванович Чичиков из «Мёртвых душ» – наш современник. Изменим антураж: вместо тридцатых годов 19 века- 20-е годы 21 века, вместо тройки лошадей – шестисотый «мерс», вместо мёртвых душ пусть скупает мелкие предприятия, служба на таможне – как в наше время, строил якобы казённые учреждения, в т.ч. мост, а на деле построил себе виллу, его цель – разбогатеть любыми средствами. Так разве это не о нашем времени? А «Ревизор» Гоголя? Разве это не о нас, ублажающих всякого, от кого зависим? Вот это и есть классика. В какое время не помести – всё в точку. Ведь люди также любили и предавали и в Древней Греции, и в Средние века, и в 21 веке...

С окращая часы на литературу, вот так, легко, зачеркнув циферку, убирая классику из программы, мы рубим сук, на котором сидим.

М ы говорим: дети не любят читать. Но так говорили и 20 лет назад, ведь чтение - это труд души. Легче посмотреть фильм. В условиях сокращения часов это выход- показать эпизоды, заинтересовать детей. В советские времена издавались хрестоматии по литературе, в них помещались не все произведения, а некоторые интересные главы. Это тоже заинтересовывало детей. А вот фильмы… У них должна быть высокая планка: они должны быть поставлены строго по классическому произведению, а не быть суррогатом: в таком фильме невозможно даже определить идею, смысл. Смотреть фильм «Войну и мир» С. Бондарчука, получившего Оскара, а не популярную ныне версию, в которой всё подогнано под иностранного режиссёра. Или какие-то растянутые, размытые 12-ти серийные ленты, а в произведении-то всего 120 страниц! Они передают лишь внешнюю сторону произведения, но не внутреннюю силу, пружину сюжета. Зрелищно, но… пусто.

Ч его же хотят родители от своих детей? Чтобы были богатыми и успешными, забывая о том, что «богатые тоже плачут». Словно растерялись в этом хаосе, побеждённые, прибитые рекламой. Всё делается для тела. Но что делается для души?

С уществует старый софизм: «Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжёлый камень, что и сам его не подымет?». Эта головоломка говорит о том, может ли творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Святитель Филарет Московский (1783-1867) про загадку о камне сказал так: «Бог не только может создать такой камень, но уже создал его. Камень этот – человек». До революции урок литературы называли уроком словесности. Исследователи языка считают, что «человек» образовалось от «слово»: слово – словек – цловек - человек. Мы и должны быть прежде всего Человеками, созданными по подобию Божиему. Этому и учит классическая литература. И хорошо бы, чтобы каждый урок литературы начинался с вопроса учителя: «А как вы думаете, почему…».

«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности. Мой любимый писатель – Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведении мне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться от книги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков» (Анастасия П.).

«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимся на книжках. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного, интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга – это своя жизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова, в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятен смысл стихотворения:

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом…

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдешь…

В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их… Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надежами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин – великий поэт. У него прекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Пушкин – мой любимый поэт» (Дарья Т.)

«Больше всего мне нравится Федор Михайлович Достоевский. Произведения Достоевского горячо интересуют меня. Больше всего меня привлекает роман «Преступление и наказание», видел и много спектаклей и фильмов, поставленных по мотивам его произведений. Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в моем сознании» (Лилия И.).

Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточно зрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознают нравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребята любят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность для сегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровне читательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературных произведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющей активизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детям поразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Экспериментально исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особенно при обобщении изученного материала.

Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникает диалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарной культуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века, и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасова из его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женского национального характера во взаимосвязях времени и развитии литературного процесса. У старшеклассников развивается представление о этико-эстетическом единстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданных классиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление о искусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человека в сторону добра.

Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям (например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и т.д.).

Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей – Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.

Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков – важная форма литературного образования и воспитания учащихся. Максимальное использование учителем форм, методов и методик, которые бы способствовали формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческих позиций старшеклассников на уроках литературы, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтения или же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.

Лучшие статьи по теме