Как сделать игрушку из бумаги своими руками
  • Главная
  • Поделки к 8 марта
  • Проектная работа по литературе "образ врача в русской литературе". Врачи в произведениях литературы О враче павлове в художественной литературе

Проектная работа по литературе "образ врача в русской литературе". Врачи в произведениях литературы О враче павлове в художественной литературе

В предложенном для анализа тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает актуальную во все времена проблему преданности человека своей профессии.

Рассуждая над данной проблемой, автор приводит в пример случай из биографии Самуила Яковлевича Марашака. Сивоконь отмечает, что поэт оставался верным своему делу до конца жизни. Сергей Иванович подчёркивает, что тогда, когда “врачи боролись даже не за дни, а за часы жизни” Маршака, он нашёл в себе силы позвонить главному редактору журнала, чтобы внести поправки в журнале. Сивоконь акцентирует наше внимание на том, что Маршак не мог поступить иначе и подвести “миллион читателей”, ведь они ждали журнал. Этот звонок, по словам Бориса Полевого-главного редактора, звучал как приказ. Это свидетельствует о том, что Самуил Яковлевич был непоколебим в своём решение довести работу до конца.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что человек должен быть преданным своей профессии всю жизнь. Если человек выбрал сферу своей деятельности, он должен качественно выполнять работу, чтобы потом вдохновлять на это других людей.

В литературных произведениях приведено множество примеров по этой проблеме. Вспомним рассказ А.П.Чехова “Попрыгунья”. Главный герой-доктор Дымов всю жизнь был верным своей профессии. Он работал на износ для того, чтобы быть полезным людям. Умер врач геройской смертью. Желая помочь мальчику, болевшего дифтеритом, Дымов высасывает дифтеритные плёнки через трубку. Он не обязан был этого делать, но поступить иначе он не мог. Мальчика удалось спасти именно благодаря доктору Дымову. Это яркий пример того, что человек, преданный своей профессии, не задумываясь, может пожертвовать жизнью ради своего долга.

Нельзя не упомянуть о Лидии Михайловне из рассказа Распутина “Уроки французского. Учительница Володи, войдя в его тяжёлое финансовое положение хотела помочь ученику материально. Столкнувшись с гордостью мальчика, учительница идёт на профессиональное преступление-она садиться играть с ним в азартную игру на деньги и проигрывает во благо. Такая помощь оборачивается для Лидии Михайловны увольнением из школы. Мальчик никем не приходился учительнице, но она решилась помочь ему. Ведь учитель не обязательно должен только преподавать в школе, он наставляет на жизненный путь, помогает ученикам в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому Лидия Михайловна так поступила, она не могла иначе.

В заключение ещё раз скажу, что когда человек выбрал себе профессию, очень важно оставаться преданным ей до конца, ведь именно тогда можно достичь успеха и по-настоящему принести пользу людям.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

    презентация , добавлен 24.03.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

    доклад , добавлен 23.11.2006

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни". Публицистический и художественный стиль этюда.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в   и ВКонтакте

Давным-давно, в те времена, когда профессию психиатра еще не придумали, литература играла роль врачевателя душ. С помощью книг люди могли разобраться в себе и найти решение проблем. Однако современные исследователи с подозрением смотрят на героев наших любимых произведений: многим из них смело можно ставить серьезный диагноз.

сайт решил разобраться, какими ментальными недугами страдали герои популярных произведений. Для этого мы перелопатили горы медицинской литературы - оказывается, врачи до сих пор изучают болезни на примере персонажей из книг.

История болезни: Молодая дворянка Офелия медленно сходит с ума. Девушка начинает говорить загадками и напевает бессмысленные песни. На психическое здоровье Офелии повлияли сразу 3 события: смерть отца, навязчивые требования брата, который буквально помешан на целомудрии сестры, и предательство Гамлета, который велит девушке идти в монастырь и вообще ведет себя крайне резко.

История болезни: Родители Эдварда Рочестера женили его на Берте Мейсон ради титула и денег. Однако родственники женщины скрыли семейную склонность к безумию. За пару лет из симпатичной женщины Берта превратилась в буйнопомешанное чудовище: она нападала на мужа и даже пыталась сжечь дом. В книге Берта Рочестер предстает антагонистом главной героини Джейн Эйр.

Предполагаемый диагноз - болезнь Гентингтона. Неврологи из Нью-Йорка внимательно изучили роман Шарлотты Бронте и пришли к выводу , что Берта Рочестер страдала генетическим заболеванием нервной системы.

При этом недуге нервные клетки мозга разрушаются, что ведет к медленному распаду личности. В викторианской Англии у Берты не было шансов: душевнобольных пациентов и за людей-то не считали. Эта болезнь до сих пор неизлечима, однако ее прогрессирование можно замедлить.

История болезни: Золушка живет с токсичной мачехой и сестрами, которые только и делают, что издеваются над девушкой. Однако героиня не прилагает никаких усилий, чтобы уйти из дома или хотя бы дать отпор распоясавшимся женщинам.

Предполагаемый диагноз - бессознательный страх независимости. Сегодня психологи называют это состояние «комплексом Золушки» . В надежде завоевать любовь и уважение близких людей Золушка терпит неудобства, но не желает брать ответственность за свою жизнь. Она предпочитает надеяться, что вмешаются третьи силы (фея-крестная, принц) и спасут ее.

История болезни: Холмс не умеет вести диалог, а разговоры с ним больше напоминают нудные лекции. Знания детектива глубоки, но интересуется он только очень узкими областями. Он отстранен, хладнокровен и ни с кем не дружит . К тому же Шерлок подвержен частым перепадам настроения и пытается бороться с ними с помощью наркотиков.

История болезни: Медсестра Энни Уилкс живет совсем одна, и единственная радость в ее жизни - чтение романов писателя Пола Шелдона. Однажды Энни спасает мужчину, который попал в автоаварию. Выясняется, что мужчина и есть любимый писатель Энни. Женщина сначала восхищается Шелдоном, а потом мгновенно сходит с ума и устраивает писателю персональный ад .

История болезни: Таинственный революционер V борется с тоталитарным режимом. V никогда не показывает своего лица и применяет весьма спорные методы борьбы: он не задумываясь убивает людей и устраивает теракты.

Предполагаемый диагноз - ПТСР и частичная амнезия. Из сюжета комикса становится ясно, что V - ветеран и в прошлом пережил травмирующие события. Однако V загнал воспоминания в глубину своего подсознания и теперь испытывает только агрессию и жажду мести. Он не отдает себе отчета, что его мотивы глубоко эгоистичны, и прикрывается светлыми идеями.

История болезни: «Добрая» волшебница Глинда обрушивает дом на свою соперницу. А потом прилюдно насмехается над Злой Ведьмой Запада, которая оплакивает свою сестру, да еще и забирает у несчастной единственную память о родственнице - красные башмаки.

Предполагаемый диагноз - садистическое расстройство личности. Для лиц с таким расстройством характерно не только отсутствие жалости к жертвам, но и феномен «обратной эмпатии» (мучитель специально вызывает ужас у жертвы). К тому же садисты отлично умеют манипулировать людьми, чтобы добиться своей цели: Глинда без раздумий заставляет Элли и ее друзей рисковать своей жизнью и не стесняясь упивается унижением врагов.

История болезни: Скарлетт нуждается в постоянном внимании со стороны, ведет себя провокационно, чтобы получить выгоду, использует мужчин в своих целях, драматизирует любое событие и плохо контролирует гнев.

История болезни: Герцог Йоркский (будущий король Великобритании Георг VI) решает лечить заикание, которым страдает с детства. Врачи не могли помочь Георгу, и спас его человек, которого все считали шарлатаном. Лайонел Лог разглядел психологические корни болезни.

Предполагаемый диагноз - хроническая тревожность. Видимо, в детстве у будущего короля произошла травмирующая ситуация, которая запустила патологический процесс. Удивительно, но врачи стали

Образ медицинского работника в русской литературе

"Профессия медика - подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов".

А. П. Чехов

медицинский работник врач профессия

Символика медицинского работника непосредственно связана с православной духовностью русской литературы. Врач в высшем смысле - это Христос, изгоняющий самые свирепые недуги своим Словом, более того - побеждающий смерть. В ряду притчевых образов Христа - пастырь, строитель, жених, учитель - отмечен и врач: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф., 9, 12). Именно такой контекст рождает предельную требовательность к «эскулапу», и поэтому во все времена отношение к медикам жестко и критично: умеющий только лишь пустить кровь и потчевать от всех болезней содой слишком далек от христианской стези, если не становится враждебен ей (Христиан Гибнер - гибель Христа), но даже возможности самого способного врача не сравнятся с чудом Христа. «Что для медицинского работника важнее: доброта и чуткость или профессиональные навыки?» Ответ на этот вопрос мы получим, проследив образы медиков в русской литературе.

Александр Сергеевич Пушкин весьма не благоволил лекарям того времени, поэт, как известно, в свое время «убежал от Эскулапа, худой, обритый, но живой». В «Евгении Онегине» у него о врачах всего две строки, но, сколько в них заложено тайного смысла и отчаяния о состоянии медицины и профессионального уровня врачей:

«Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам…»

А в «Дубровском» «лекарь, по счастию не совершенный невежда» появляется лишь однажды, но читатель легко поймет, с каким вздохом облегчения писал русский гений эти строки, мол, слава богу, хоть на кого-то есть надежда. У Николая Гоголя мы встречаем в «Ревизоре» шарлатана Христиана Гибнера и «великого инквизитора» из «Записок сумасшедшего». Матушки святы, как жить больному страшно! Кажется, отношение литераторов к врачу достигло своего дна. И тут, словно маяк в бушующем море негатива, на литературную сцену Михаил Лермонтов выводит Вернера («Герой нашего времени»), а Лев Толстой в «Войне и мире» показывает, как хирург после операции склоняется над раненным пациентом, чтобы поцеловать его. Так раскрывается суть профессии врача, приближенной к основам и сущностям бытия: рождение, жизнь, страдание, сострадание, упадок, воскрешение, мука и мучительство, наконец, сама смерть. Эти мотивы, безусловно, захватывают личность каждого, но именно во враче они сосредоточены как нечто должное, как судьба. Поэтому, кстати, так остро воспринимается плохой или ложный медик: это шарлатан самого бытия, а не только своей профессии.

Литературный герой может быть разным: в одной книге он воин, сражавшийся за честь и славу своего народа, в другой книге пират, ищущий приключение в морских пучинах, а где то он медик, да-да, именно медик. Ведь люди просто не замечают, что чувствует медицинский работник, когда спасает человека, что он делает ради выздоровления его. На что он готов пойти, что бы спасти сотни жизней.

Медики - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека.

Не многие кто в русской классической литературе взяли в жанр медицину и ее обстановку: А. Солженицын "Раковой корпус", А. Чехов "Палата№6", М. Булгаков "Записки юного врача", "Морфий"и т.д.

Более того, немало талантливейших писателей пришло в русскую литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков и т.д.. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача.

Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, "Записки юного врача" и "Морфий". В этих произведениях "заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с болящим, страдающим, испуганным и беспомощным элементом населения".

М. А. Булгаков - писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью. Он учился на врача и долгое время работал по профессии. Поэтому во многих его произведениях звучит медицинская тема. Так, Булгаков создает целый цикл рассказов и повестей, объединенных названием «Записки юного врача». Они связаны единым героем-рассказчиком - молодым доктором Бомгардом. Именно его глазами мы видим все описываемые события.

Повесть «Морфий» показывает постепенное превращение человека в полного раба наркотического дурмана. Это особенно страшно, потому что наркоманом становится врач, университетский приятель доктора Бомгарда Сергей Поляков.

Доктор Поляков в своем дневнике оставил предупреждение всем людям. Это исповедь глубоко больного человека. Автор выдает нам очень достоверный материал именно потому, что использует дневниковую форму записи. Он показывает обратное развитие человека, от нормального состояния до окончательного порабощения души наркотиками."

Мы видим, что Антон Павлович Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

Хочу остановиться на рассказе «Ионыч», в котором автор поведал историю молодого доктора, приехавшего работать в провинцию, и спустя годы превратившегося в обывателя, живущего одиноко и скучно. Он очерствел и стал равнодушен к своим больным. Образ Ионыча - предостережение всем молодым врачам, вступающим на путь служения людям: не стать равнодушными, не очерстветь, не остановиться в своем профессиональном развитии, преданно и бескорыстно служить людям. О своей первой и главной профессии Чехов писал: «Медицина - это так же просто и так же сложно, как и жизнь».

Подводя итоги, можно сказать, что образ медицинского работника в русской литературе не только один из самых распространенных, но и один из самых глубоких и наполненных по количеству тех проблем и вопросов, которые он призван был выделить и заострить. Это и вопрос социального устройства государства, и вопросы религии, морали и этики. Образ врача часто имеет большое значение, когда в произведении речь идет об основных модусах человеческого существования: заботе, страхе, решимости, совести. Это неудивительно, поскольку проникнуть в самый корень человеческого существования можно только в таких пограничных ситуациях, с которыми часто имеет дело именно медик: борьба, страдание, смерть. В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле.

"Будучи даже обыкновенным средним человеком, медик

всё-таки, в силу самой свое профессии, делает больше

добра и проявляет больше бескорыстия, чем другиелюди".

Ивченко Карина

Образ врача в русской литературе – мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором? Какие черты характерны для чеховских, булгаковских или вересаевских врачей? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья", "Ионыч", "Палата №6", произведения Булгакова: "Записки юного врача", "Морфий", "Собачье сердце" - и, наконец, "Без дороги" и "Записки врача" Вересаева. Помимо этих произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА - Север»

Научное направление (секция):

Литература

Образ врача в русской литературе

(на примере произведений Чехова, Вересаева и Булгакова)

Ивченко Карина

МОУ СОШ № 12

Г. Выборг

Руководитель проекта: Анисимова О.Н.

Введение ………………………………………………………………………………………..-3-

Глава I Антон Павлович Чехов

1.1 Доктор Чехов…………………………………………………………………………...-4-

1.2 В нём что-то есть…………………………………………………………………….…-4-

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся………………………………………………………-5-

1.4 Жизнь есть досадная ловушка………………………………………………………...-6-

1.5 Врач глазами Чехова …………………………………………………………………..-8-

Глава III Викентий Викентьевич Вересаев

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим…………….-9-

2.2 Истина, истина, где же ты? …………………………………………………………...-9-

2.3 Для чего эта игра в жмурки, для чего обман общества, думающего, что у нас есть какая-то "медицинская наука"?………………………………………………………………-11-

2.4 Вересаевский тип врача………………………………………………………………-13-

Глава II Михаил Афанасьевич Булгаков

3.1 Лекарь с отличием………………………………………………………………….…-15-

3.2 Вы, доктор, так моложавы……………………………………………………………-15-

3.3 Счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь……………………..-16-

3.4 Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей……………….……..…..…-17-

3.5 Каким видится врач Булгакова……………………………………….……….…..…-19-

Заключение ………………………………………………………………………..………….-21-

Использованные материалы ……………………………………………………………….-22-

Введение

"Профессия врача - подвиг. Она требует самоотверженности,

чистоты духа и чистоты помыслов".

А. П. Чехов

Литературный герой может быть графом или князем, рабочим или крестьянином, ботаником или учителем - всё это не будет играть важной роли, но если он - врач, то это уже другое дело. Профессия врача не просто содержательна, но и символична. Врач по должности неразрывно связан со всей нашей сущностью: рождение, жизнь, страдание, воскрешение, наконец, сама смерть - врач всегда находится рядом.

Образ врача в русской литературе - мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Самым известным писателем, обратившимся к своей профессии, является Антон Павлович Чехов. Первая профессия широко отражена и у таких замечательных писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. В своих произведениях они рассказали нам о слабых и сильных сторонах медицины, показали врачебную среду, врачей, которые использовали свою благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. На примере их некоторых произведений, где большое внимание уделяется герою-врачу, я постараюсь рассмотреть образ представителей данной профессии.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором, передали создатели часть своей биографии, какие-либо качества персонажам? Какие черты характерны именно чеховским, булгаковским или вересаевским врачам? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья" (Дымов), "Ионыч" (Старцев), "Палата №6" (Рагин), произведения Булгакова: "Записки юного врача" и "Морфий" (Бомгард), "Собачье сердце" (Преображенский) - и, наконец, "Без дороги" (Чеканов) и "Записки врача" Вересаева. Помимо собственно произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Глава I Антон Павлович Чехов

"Медицина - моя законная жена, а литература - любовница.

Когда надоест одна, ночую у другой".

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Почему Чехов выбрал именно медицину? Сам будущий писатель не помнит, но в своей краткой автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, с удовольствием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы А. П. Чехов устраивал себе "производственную практику" и принимал больных в Чикинской больнице, находившейся в двух километрах от Воскресенска.

В ноябре 1884 года Чехов получил свидетельство, что он определением университетского совета утверждён в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью "доктор А. П. Чехов" .

Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице, некоторое время он заведовал Звенигородской больницей . В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. Знакомство с новыми людьми, интересные истории из жизни пациентов заготавливали почву для литературной деятельности. Писатель почерпнул сюжеты для рассказов " Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма". Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову - писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня".

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова - писателя, врача, гражданина. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных.

Антон Павлович почти всю жизнь отдал практической медицине. Даже будучи знаменитым писателем, Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.

Мешала ли медицина Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное время и силы от писательства. Но медицина и помогала Чехову, обогащала его научным пониманием психологии человека и интимных сторон его внутреннего мира.

Знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Во многих его произведениях затрагиваются вопросы медицины, он создаёт целую галерею образов врачей.

Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. Однако изображение больной и здоровой психики никогда не было для Чехова самоцелью: оно давало ему материал для художественного творчества и больших социальных обобщений, для беспощадного разоблачения уродливых явлений современной ему действительности ("Припадок", "Палата", "Дуэль", "Чёрный монах", пьеса "Иванов").

1.2 В нём что-то есть

В рассказе "Попрыгунья", написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. И пусть он не главный герой произведения, но его образ представляет собой яркое звено в цепочке чеховских персонажей-врачей, и как заметила Ольга Ивановна, жена персонажа, "в нём что-то есть".

Каждый гость, бывавший в доме врача, "был чем-нибудь замечателен и немножко известен", каждый "подавал блестящие надежды", в этом просто была уверенна его жена, не менее талантливая художница и певица. Один Дымов, небогатый врач, несмотря на яркую внешность "казался чужим, лишним и маленьким" в этой необыкновенной компании. Он не мог поддержать разговор с этими людьми да и не пытался этого сделать. Дымов не понимал пейзажей и опер, потому что "всю жизнь занимался естественными науками и медициной", "искусствами" ему некогда было интересоваться. Преданный своему делу, настоящий врач за копейки лечил больных, рискуя своей жизнью.

Зато своим характером, чертами свойственными врачам, он нравился многим своим коллегам, приводил жену "в умиление и восторг". Он был прост и добродушен, имел здравый смысл, ум и благородство. Он был хорошим и любящим мужем, но Ольга Ивановна этого не ценила, не могла ценить, потому что несмотря на свои "таланты", была пустой попрыгуньей, ищущей неординарности и веселья. "Для него простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил", - думала Ольга Ивановна.

Казалось, очевидная нелюбовь жены, её безрассудное поведение и поступки, о которых знали многие, давно бы разозлили любого супруга, выбили из колеи, задушили ревностью. Но только не Дымова. Он ночами сидел в кабинете, работал, врачевал. Он по-прежнему "радостно смотрел жене прямо в глаза", виновато улыбаясь, оставаясь преданным и заботливым. Вот где проявились терпение и выдержка врача.

"Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты" - это одна сторона Дымова, очевидная для всех знакомых жены, в обществе которых он был какой-то старой занозой, которая уже прижилась, но по-прежнему оставалась инородной. Для коллег, в особенности для друга Коростелева, он был потерей для науки, "великим, необыкновенным человеком", дарованием, "доброй, чистой, любящей душой", молодым учёным, не щадящим себя.

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся

"Нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле", - так считал Чехов, поэтому его сюжеты - это история из жизни обычного человека, в судьбу которого писатель пристально вглядывался. Рассказ "Ионыч" окунает читателей с головой в будничную жизнь города С., семьи Туркиных и главного героя произведения - доктора Дмитрия Старцева .

Первое впечатление при знакомстве с доктором очень приятное. И оно неошибочно. В начале рассказа, Дмитрий Ионыч - "необыкновенный, удивительный доктор", замечательный человек, любящий жить и работать. Привлекает и его трудолюбие: у Дмитрий Ионыч всегда "в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа"; и его привычка ходить пешком, гулять по саду. Всё для него было интересно, ново, приятно, он "мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно". А самое главное, на мой взгляд, герой мог размышлять, давать оценку происходящему, мечтать. Всё это было…

Выдалась однажды свободная минутка, и "он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что за люди". Туркины представляют собой "самую образованную и талантливую" семью в городе. Глава семейства - Иван Петрович - "всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку"; его жена Вера Иосифовна "писала повести и романы и охотно читала их вслух", "читала о том, чего никогда не бывает в жизни"; а их дочка "Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам". И это была самая талантливая семья! Не удивительно, что остальные жители города считали своим долгом посетить эту интеллигентную семью, где "искусство" сочетается со стуками ножей по столу и запахом жареного лука. Можно себе представить каким было остальное общество, не имеющее талантов!

Удивительно, что Старцеву, явно отличавшемуся от недалёких, заевшихся гостей, также понравилась "талантливая" семья. "Прекрасно! превосходно!" - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. "Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?" Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется "весельем", "сердечной простотой", "культурой". "Недурственно", - вспомнил он, засыпая, и засмеялся".

Неужели и Старцев станет таким же? Искусственным, подобием на духовно развитого человека? Надеждой на спасение души, спасательным кругом в море обывательщины кажется влюблённость героя. Если он ещё может чувствовать что-то возвышенное, то, значит, не всё потеряно. Но, к сожалению, и любовь Старцева является лишь имитацией. То его посещают расчётливые мысли: "А приданого они дадут, должно быть, немало", то не даёт ему "оторваться" от земли кто-то прямой, честный, но жёсткий и резкий внутри него: "Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов..." - "Ну, что ж. И пусть". - "… её родня заставит тебя бросить земскую службу…" - "… Дадут приданое, заведём обстановку".

Ни настоящего искусства, ни искренней любви нет в рассказе. Получая отказ от Котика, молодой доктор вздыхая произносит: "Сколько хлопот, однако!"

С этого момента и происходит полное омертвение души, Старцев тонет в болоте повседневности. Через четыре года, он ещё сохраняет индивидуальность, черты настоящего человека. "В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью" - вот черты настоящего врача. Все кажутся ему глупыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь. Единственное увлечение Старцева - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой" - отталкивает читателей, перечёркивает представление о некорыстном служении медицине.

Очень интересной выглядит встреча уже немолодого доктора и уже Екатерины Ивановны. Произошло некоторое переосмысление жизни у героини, она поняла, что не так уж и талантлива, а настоящая деятельность земского врача видится ей благородной: "Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу". Резко противопоставлен ей почти Ионыч, в душе которого "затеплился огонёк", а потом погас. "Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей".

Прошло ещё несколько лет. "Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад". Неслучайно жители города устами Чехова называет его именно Ионычом, "языческим богом". "У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там".

Прежде интересный, вдохновлённый жизнью, весёлый молодой Дмитрий Старцев превратился в резкого, раздражительный, нетерпеливого Ионыча, которому живётся "скучно, ничто его не интересует". И уже добрые, мягкие и простые Туркины не кажутся такими ужасными на его фоне.

1.4 Жизнь есть досадная ловушка

"В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли…" - так открывает Чехов перед нами новый мир старой России, постепенно погружая нас в жизнь палаты №6.

Повесть "Палата №6" знакомит нас с психически больными людьми, с их "образом существования" в земской больнице. "Первый от двери, высокий худощавый мещанин", за ним жид Мойсейка, единственный, кому разрешено выходить из флигеля, паралитик, "неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное" и "Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трёх, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования". Медленно и однообразно тянулись здесь дни и годы, окружённые врачебным равнодушием и тиранией со стороны "простодушного, положительного и тупого" сторожа Никиты.

Как-то "распустили слух, что палату №6 будто бы стал посещать доктор <…>Андрей Ефимыч Рагин - замечательный человек в своём роде". С самого начала повествования этот герой кажется инородным в медицинской среде. Во-первых, это его внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук. Во-вторых, Андрей Ефимыч - доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом. Даже сам факт того, что он не смог определить свою судьбу по собственному желанию, говорит о его нерешимости, некотором равнодушии к себе. В-третьих, его разочарование в медицине. Если в первое время Рагин усердно работал, оперировал, принимал толпы больных, то потом всё "прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью". В-четвёртых, что скорее является определяющим, равнодушие к больным. Он прекрасно знал, что "в большом корпусе томятся люди в болезнях и физической нечистоте; <…> Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню", но оставался не только равнодушным ко всему происходящему, а даже оправдывал себя. Ему просто не хватает характера и веры всё изменить, всё равно люди рано или поздно умирают, вся это "нечистота" сама выветрится, во всём виновато время, вот если он родился в другой момент…

Вся его жалкая жизнь так бы и тянулась серо и однообразно, и умер бы он однажды за кружкой пива, только встреча с Громовым прервала сон Рагина, заставила на несколько дней окунуться в реальность. В один из весенних вечеров Андрей Ефимыч, проходя мимо палаты №6, услышал: "…Господа, поздравляю, доктор удостаивает нас своим визитом! Проклятая гадина!". Это произнёс Иван Громов, единственный в палате человек, сохранивший свой разум, желающий выбраться на свободу. Его дальнейшие размышления заинтересовали доктора, рассуждения о жизни стали "ложечкой мёда" для Рагина.

Громов резко противопоставляется Рагину своей активной жизненной позицией, правильным пониманием реальности, жаждой жизни. Они разговаривают и о будущем, и о современном обществе, и о человеческих страданиях. Эти "больничные" беседы всё большее склоняют читателя на сторону "сумасшедшего", нежели доктора. Чего стоит верная характеристика Рагина, сделанная Громовым: "Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем <…> вы человек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобы вас ничто не беспокоило и не двигало с места <…> Одним слово, жизни вы не видели, не знаете её совершенно, а с действительностью знакомы только теоретически <…> Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь".

Итогом философствования с больным стало заключения Рагина в палату №6. Что же произошло? Неужели и доктор сошёл с ума? Нет, просто он на миг открыл глаза на всё происходящее, а беседы с пациентом, которые покажутся совершенно естественными настоящим врачам, явились признаком нездоровья. Герой произведения умирает от руки Никиты. Но стоит ли винить кого-то в смерти Андрей Ефимыч, кроме него самого? Он сам "вырыл" равнодушием себе эту яму, своей пассивностью, беспомощными размышлениями о жизни, которой не понимал. "Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом <…> Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят".

Чехов с большим реалистическим мастерством нарисовал картины жизни городка, больницы, палаты №6. Знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю подробно изображать психический мир человека. Повесть привлекает своей правдивостью, естественностью, эмоциональностью. Антон Павлович указал на пороки общества и на их неразрешённость. Но надежда на то, что "настанут лучшие времена", и "восторжествует правда", остаётся. "Помогай вам бог, друзья!" .

1.5 Врач глазами Чехова

Антон Павлович Чехов создал целую галерею врачей, естественно, что в этом помогли ему собственные знания и любовь к профессии. Есть и множество больных, заболевания которых всего несколькими штрихами, без научной терминологии, описаны прозаиком.

Врачи Чехова чаще всего простые, добрые, даже мягкие люди. Они не отличаются талантами в будничной жизни, скорее остаются в тени, чем являются центром компании. Их жизнь проходит ровно, без каких-либо приключений, забавных историй, неприятностей. Они крепко не опутаны семейными узами: их любовь или прошла мимо, повернувшись спиной; либо герою всё-таки удалось жениться, но супружеская жизнь не приносит ему счастья.

Но если личная жизнь героев-врачей неудачная, то в профессиональной деятельности они достигают некоторых успехов, хоть это только в молодости. Пока врачи начинают свою практику, они полны энтузиазма, энергии, им нравится работа, они уверенны, что необходимы обществу. Но уже в зрелом возрасте любовь к профессии проходит, и нет уже такого темпа, усердия в работе. Да и отношение к пациентам уже холодное, перерастающее в равнодушие, что, пожалуй, является самым страшным для врача, спасителя жизней. Лишь "избранные", такие как доктор Дымов, могут продолжать работать, несмотря на внешнее давление. И не просто работать, а трудиться по ночам, бескорыстно, терпеливо, с интересом. Пожалуй, именно такие персонажи были близки Чехову, который не жалел себя, лечил бедных, занимался благотворительностью и являлся активным деятелем.

Однако чеховские врачи не повторяют путь писателя, они не имеют прототипов. Антон Павлович пользуется знанием психопатологии человека, многолетним анализом людей, потерявших душевное равновесие. Именно поэтому внутренний мир врачей и больных изображён с исключительным реализмом, и умирают его герои сначала внутренне, а уже потом от болезни или физического насилия.

Язык чеховских произведений доступен, понятен, но в то же время красив и является результатом глубокого жизненного опыта. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...» .

Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев. Медицина для Чехова - это средоточие истины, причем истины о самом сущностном, о жизни и смерти, способность творить жизнь.

Глава II Викентий Викентьевич Вересаев

"Моей мечтою было стать писателем;

а для этого представлялось необходимым

Знание биологической стороны человека".

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим

Современник Чехова, писатель Викентий Викентьевич Вересаев в 1888 году, уже кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. Здесь, в Дерпте, вдали от революционных центров, будущий писатель провёл шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством. В своих "Воспоминаниях" Вересаев объясняет стремление изучать медицину желанием стать писателем, а писатель, по его мнению, должен хорошо знать человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.

Когда-то Вересаев сказал: "Трудное и запутанное дело — писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри <…> Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой <…> Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, — отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно… "

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.

Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.

Аникин А. Образ врача в русской классике

http://apchekhov.ru/books

http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w

Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей.

Фохт - Бабушкин Ю. О творчестве В. В. Вересаева // Вступительная статья.

Лучшие статьи по теме