Как сделать игрушку из бумаги своими руками

Украшение на успение. Храмовая флористика - искусство украшения храма

Мастер-класс «Украшение храма на Пасху» с подробным описанием и фото:

Что нам для этого понадобится:
1. Оазис флористический зеленый, 8 штук (один берите запасной).

2. Нож канцелярский.
3. Шпажки длинные по 15 см, бамбуковые, 1 уп.
4. Анкор-лента.

5. Аспидистра, 1 уп.

6. Гвоздика. На такую композицию у нас пойдет более 200 штук, поэтому обращайте внимание на количество их в упаковке. Возьмите лучше больше, чтобы потом не ломать голову, где взять недостающие цветы.
7. Секатор.
8. Деревянная опора. Ее можно купить в любом хозяйственном магазине (к примеру, подойдет держак для лопаты) или строительном гипермаркете. Смотрите, чтобы по диаметру подошла к подсвечнику.

2 . Готовим цветы
После покупки нужно обрезать все листики на стеблях и косо укоротить каждый стебель на 1-2 см, поставить отпаиваться в воду комнатной температуры, которая должна быть не холодная и не теплая, чтобы находились там не менее 6-7 часов.
По истечении времени берем гвоздику и секатором снова косо обрезаем ножку, оставляем стебель около 4-5 см. Просмотрите цветы, при необходимости оборвите засохшие лепестки.

3 . Готовим оазис

В глубокую емкость с водой кладем оазис. Не потопляем его!
Ждем пока он сам пропитается водой. Вынимаем. Так готовим все кирпичики.

4 . Крепим оазисы к опоре (держак, черенок)

Берем 2 оазиса и ставим их с одной стороны палки и еще 2 — напротив.
Серединку в оазисах вырезаем канцелярским ножом (режется все очень легко, как по пластилину), прислоняем к палке и фиксируем их анкором. Лента клейкая, не бойтесь, ничего не отпадет. Это первый ярус.
Для второго яруса — берем 1 кирпичик оазиса и внутрь него в центре, вставляем 2 шпажка с разных концов. Шпажки вводим не полностью, а до половины. Берем теперь этот кирпичик и ставим его (предварительно вырезав серединку) сверху над 1 оазисом с первого яруса. Тоже самое делаем с остальным 3 кирпичиками.
Как видим, с помощью шпажки верхние слои 4 оазисов зафиксированы с нижними 4-мя. Но для надежности их нужно тоже зафиксировать анкором.
Эту же действие повторяем для третьего яруса.

Пасхальное яйцо из цветов

5. Проверьте еще??раз все ли прочно держится, ничего не отпадает, чтобы потом не волноваться, что где-то может что-то улететь.

6. С помощью ножа аккуратно придаем форму яйца нашей конструкции.
Обрезаем оазис по бокам и сверху. Режется все очень легко.


7. Берем лист аспидистры и сгибаем его пополам (не переламываем!), верхушку подгибаем под низ, скрепляем степплером.

Теперь вставляем снизу в оазис. Таким образом размещаем все листья по кругу. Наша композиция будет выглядеть так, будто находится на траве. Когда закончили с аспидистрой, переходим к гвоздикам
.


8 . Намечаем контуры яйца: в оазис сверху и по бокам вставляем гвоздики. Все цветы должны находиться на одной высоте. Далее заполняем все пространство по оазису. Цветы располагаем так, чтобы между ними не проглядывала основа оазиса.

А вот и сама композиция.

Все очень очень легко, не так ли?

Где бы ни находился православный храм - в большом городе или маленьком селе - верующие найдут немало способов украсить цветами Дом Божий, как это делали столетиями на Руси. Одни купят растения в магазине, на рынке, другие вырастят в своем палисаднике и доме, третьи соберут летом в лесу и поле, а зимой сделают сами из крепа, шелка, бархата.
Весь вопрос в том, какие растения и цветочные украшения допустимы и уместны в русской церкви. Ведь если для других христианских конфессий цветочный декор храмов давно и детально описан и рассматривается в западных книгах, журналах и школах флористики, то традиции православной церкви в этой сфере еще до конца не исследованы. А между тем, разница в оформлении весьма существенна.
Например, монументальность, богатое убранство католического храма подразумевают столь же пышное флористическое оформление, а символика растений широко известна еще со времен средневековья.
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства.
В православном же храме, где главное - это присутствие Бога и ду ши молящихся, украшение цветами носит совсем иной, подчиненный характер. Поэтому использование даже самых лучших образцов западноевропейского оформления в русской церкви плохо совмещается с ее духом, архитектурой, службой. В православных храмах цветы чаще всего ставят справа и слева от иконостаса. у царских врат. Ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, орлец. Есть и другие места, где разрешается использовать декоративные растения, их может указать священник.
Когда мы выбираем ассортимент для того или иного случая, немаловажно знать цвет облачения священнослужителей. Так, на Рождество, в воскресенья, в праздники святителей, апостолов и пророков ризы, как правило, золотые или желтые На Троицу, Духов День, Вербное Воскресенье, а также в дни памяти преподобных и юродивых - зеленые. На все праздники Богородицы - облачения голубые или белые, на Вознесение и Преображение - белые, в дни памяти мучеников - красные, в Крестопоклонную неделю, в день чествования Креста Господня - темно-красные и фиолетовые. В дни постов - одежды темных тонов Все это отражает таинство той или иной службы и должно быть учтено при оформлении.
А какие цветы уместны в храме? Очевидно, не слишком яркие, не грубые и не кричащие, а те, что подчеркивают красоту икон и благоговение верующих.
Сегодня храмы в городах все чаще украшаются срезанными цветами. Но, конечно, подойдут и горшечные растения - пальмы, аспидистры, аралии, аспарагусы, нефролепис, шеффлера, фикусы. Особенно хороши подставленные к ним или использованные в самостоятельном декоре красиво цветущие культуры - азалии, цинерарии, кливии, каллы, амариллисы, бальзамины, гортензии, хризантемы, бегонии. Правда, многие комнатные растения требуют света и регулярного ухода, поэтому по согласованию со священником прихода допустимо приносить в храм на праздничные службы, а потом забирать домой.
Можно воспользоваться и искусственными цветами, ведь так исстари украшали у нас киоты, пасхальные вербы, куличи. Но они должны быть выполнены на высоком художественном уровне (аляповатые бумажные не подойдут).
А есть ли растения, которые нельзя ставить в храм? Прежде всего, это ядовитые и так называемые магические растения, используемые в "приворотных зельях", упоминаемые в заговорах и заклинаниях.
К растениям "сомнительного свойства" А.Стрижев относит багульник, коноплю, табак, борщевик, белену, сон-траву, плакун-траву и т. п.
Не рекомендуются колючие ветки гледичии, акации, боярышника, терновника, шиповника. По аналогии неуместны и кактусы, колючие агавы, эуфорбия спленденс (в православии орудия и предметы пытки Спасителя не вносятся в храм). У роз желательно снять шипы.
Не годятся также растения с сильным дурманящим запахом - черемуха, жасмин, гелиотроп, некоторые сорта лилий, в общем все то, что перебивает особый, неповторимый запах православного храма. К тому же, в массе они могут вызвать головокружение у молящихся.
Формы цветочного убранства церкви часто зависят от местных обычаев, мнения священника. Это могут быть букеты или композиции в вазах. Если у вас нет оазиса, достаточно положить в вазу с водой металлическую или пластиковую сетку, моток проволоки и другие приспособления для фиксации стеблей. Композиции из срезки или горшечных делают и в корзинах. В любом случае они не должны быть очень высокими, чтобы не доминировать в церкви.
Композиции можно сочетать с гирляндами, которыми обрамляют иконы (полностью или частично), плащаницу, царские врата. При этом не надо закрывать красивые элементы архитектурного декора.
Гирлянды собирают на специальном оазисе, мини-деко (они продаются в цветочных магазинах) или плетут из веток аспарагуса, ели, туи, дерена, спиреи. Живые цветы вставляют в зелень незаметно в стеклянных или пластиковых пробирках с водой.
Часто оформляющий храмы Дмитрий Труфанов ("Элита-Флора", Москва) рассказал мне, что в одном из дальних монастырей набивали вертикально на деревянную планку отмытые пластиковые бутылочки из-под клея (с отрезанным горлышком), наливали в них воду и вставляли маленькие букетики. Затем декорировали бутылочки зеленью, и получалась красивая гирлянда для храмовой иконы.
Сегодня технический арсенал городских флористов позволяет работать на готовых элементах с помощью специальных "пистолетов", клеев, спреев и т.п. Но выбирая украшения, надо советоваться со священником и следовать русской традиции. Взять, например, всевозможные венки и кресты из формового оазиса. Велико искушение использовать их в праздничном декоре, однако эти изделия в православном храме не развешивают. В определенные дни принято украшать цветами лишь сами церковные кресты, в частности, выносной - на Крестопоклонную неделю и на Воздвиженье.
Каждый праздник имеет свои особенности декора. На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели. Кроме глубокого смысла (вечнозеленые - символ вечной жизни), такое оформление создает торжественное ощущение совершающегося таинства. Зайдите в церковь накануне вечером (в сочельник), когда она уже в еловом убранстве, - тишина, покой и особое чувство ожидания праздника охватят вас непременно. Кстати, кресты на елках неуместны (даже в домашних композициях).
Очень красив храм в Вербное Воскресенье, когда народ приносит на освящение веточки вербы с цветами и свечами. В северных и центральных районах России это - пушистые шарики кустарниковой ивы (краснотал), на юге - побеги плакучей ивы вавилонской (иерусалимская верба). Украшая церковь в эти дни, хорошо вве-
сти в декор вайи (пальма) или саговников (цикас). Ведь именно пальмовыми ветвями приветствовал народ Иисуса при въезде в Иерусалим.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы (в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
Обычно священник сам определяет набор растений, но, как правило, это традиционные для России пасхальные цветы, а не экзотические антуриумы и протеи. В одних храмах флориста просят сделать вокруг плащаницы гирлянду из 33 гвоздик (по числу лет земной жизни Христа), в других - использовать гиацинты, но всегда речь идет только о белых сортах. Ведь они повторяют цвет самой плащаницы. Кроме того, это символ света и чистоты, потому и на праздник Преображения Господня тоже предпочтительны белые цветы.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветье. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова "Христос Воскресе!", но это же делается и с помощью цветов.
Многие иконы напоминают нам что, белые лилии - символ непорочности Пресвятой Девы и Благовещенья. Вот почему ими обрамляют образа Богородицы на Благовещенье, а на архангела Гавриила, принесшего весть о рождении Христа, - и его икону.
Очень интересно оформляют икону и плащаницу на Успенье Богородицы. Белые цветы соединяют с синими и голубыми (по символике - цвета неба и веры), а в гирлянде на плащанице - вновь белые лилии.
В начале лета - праздник Святой Троицы. Храм и дома верующие убирают зелеными ветками березы, лесными, луговыми, полевыми цветами. Пол в церкви часто засыпают травами.

Елена Яковлевна ЮДАЕВА,
ведущий преподаватель
учебного центра
"Элита-Флора-Дизайн"
Москва

"Цветоводство", № 2, 1997 г.


Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.

Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.

В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.

Православные традиции украшения храма цветами

Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.

Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.

Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы , геликонии , стрелитции , протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.

В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. Гораздо лучше обратиться к исконно русским формам и традициям. В прежние времена для украшения храма использовались простые симметричные букеты и гирлянды, сплетенные из цветов. Современные техники позволяют создавать пышные элементы с использованием меньшего количества растений, значительно продлить срок их декоративности.

Технология создания цветочных композиций для украшения храма

Для создания цветочных композиций и гирлянд сегодня применяется оазис. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Его можно приобрести во флористических или цветочных магазинах. Существуют специальные готовые формы на пластиковой основе для создания венков и гирлянд, которые значительно облегчают работу над цветочным оформлением и позволяют легко создавать сложные элементы.

Традиционный цвет оазиса, предназначенного для составления композиций из живых цветов, — темно-зеленый. Это делает кусок оазиса практически незаметным под растениями.

На оазисе можно создавать напольные композиции для размещения при входе в храм, возле иконы праздника, по обеим сторонам от царских врат или в алтаре. Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд, обрамляющих царские врата, иконы и другие элементы декора храма.

Работать с оазисом очень просто и удобно. Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой. Увлажненный оазис помещается в сосуд, предназначенный для композиции (например для гирлянды; кстати, в отличие от самого оазиса, пластиковые формы можно использовать многократно), или в специальную форму.

Если оазис ставится в глубокий сосуд, например для создания напольной композиции в высокой вазе, то он просто вырезается строго по размеру емкости. В других случаях оазис необходимо закрепить в сосуде. Для этой цели наиболее часто используется специальная липкая лента «анкор», наклеивающаяся крестообразно поверх куска оазиса и фиксирующаяся на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.

В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка. Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости. Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно быть выраженных пустот.

Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. Для этой цели подойдет практически любая декоративная зелень, наиболее часто используются аспарагус , рускус, листья галакса. Прежде чем приступить к работе над созданием композиции, рекомендуется выполнить на бумаге предварительный рисунок — эскиз. Это позволяет наиболее четко представить внешний вид будущей аранжировки, оценить ее достоинства и избежать многих ошибок при ее выполнении. Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Руководствуясь этим несложным правилом, легко вычислить, например, необходимую высоту композиции, исходя из параметров вазы. Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки. Форма композиции определяется ее назначением, характером цветов, формой сосуда.

В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы. Круглая форма хороша в тех случаях, когда нужно, чтобы композиция хорошо смотрелась со всех сторон, например при размещении возле аналоя или у входа в алтарь. Такие композиции, как правило, симметричны, но это не означает, что они однообразны. Материал должен быть распределен так, чтобы букет был красивым со всех сторон, но при этом он может быть необычным и оригинальным. Вертикальную форму можно создать, используя соцветия в виде колоса. Высокие вертикальные композиции хорошо смотрятся возле входа в храм, около икон или по обеим сторонам царских врат. Практически каждый значимый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления.

Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии , хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз , хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне . Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.

Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.

Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

28.04.2016

Близится Великая пятница, когда мы вспоминаем Распятие Христа, Его смерть на Кресте и погребение. В центре храма в этот день полагается плащаница – плат с изображением лежащего во гробе Господа Иисуса Христа. Подобно мироносицам, которые стремились умастить тело Спасителя благоуханными маслами, как это положено при погребении, в христианских храмах обычно украшают плащаницу цветами. Как это делается, корреспонденту портала «Приходы» рассказали в красноярском храме Рождества Христова.

– Подготовка начинается уже в среду, – делится Лариса, занимающаяся оформлением, – именно тогда приобретаются цветы. При этом продумывается орнамент: как цветы будут выложены на Погребальном плате.

В нашем храме сложилась определенная традиция по украшению плащаницы. В основном используются белые цветы, которые закрепляются на поверхности полотна. Для этого отбираются гвоздки, лилии, каллы, хризантемы, тюльпаны, но в основном Погребальный саван Господа украшается белыми розами.



Именно белый фаворский цвет преобладает в оформлении. Настоятель храма протоиерей Максим Смоляков благословил также добавлять в композицию хиперикум (растение с красными ягодками) как небольшие вкрапления, символизирующие капельки крови.

В некоторых храмах есть традиция украшать Плащаницу венками, которые выносятся отдельно, или использовать вазы с цветами. Но у нас традиция пока неизменна.

В четверг Плащаница подготавливается: цветы крепят сначала в специальной флористической губке «оазис», которая может служить основой для цветочных композиций и удерживать необходимую для срезанных растений влагу, а затем по периметру выкладывают на плат, который накрывают оргстеклом во избежание повреждения вышитого образа. Орнамент, которым выкладываются бутоны, от года к году может меняться.



В флористической губке цветы стоят долго. Впрочем, в отдельных храмах специально не используют «оазис», а выкладывают цветы на поверхность Плащаницы – тогда бутоны достаточно быстро увядают, и это рассматривается как определенный символ смерти и погребения. В пятницу оформленная Плащаница уносится в алтарь.

Украшать Погребальный плат Спасителя страшно – в процессе всегда испытываешь особенный трепет, читаешь молитву «Господи помилуй, Господи прости». Это ощущение не покидает до самого момента выноса Плащаницы и крестного хода вокруг храма. Особенно переживаешь, чтобы все украшение держалось хорошо и никакая его деталь не повредилась.

Подготовила Ольга МАРЫШЕВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney: R287462773558
На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Лучшие статьи по теме